br

Зарабатывай на отзывах, не выходя из дома, на Linkum

СУПЕР-ПУПЕР, НЕ СКУЧАЙ!!!!!

Объявление

12 Добро пожаловать!

4
Мы рады вас видеть!
мы ждем вас!
ищи друзей здесь!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » СУПЕР-ПУПЕР, НЕ СКУЧАЙ!!!!! » ЛИТЕРАТУРА » Писатели


Писатели

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

.                                                      ПАСТЕРНАК Борис Леонидович [29 января (10 февраля)
                                                          1890, Москва - 30 мая 1960, поселок Переделкино
                                                                     под Москвой], русский поэт.

Семья

Родился в семье художника Л. О. Пастернака и пианистки Р. И. Кауфман. В доме часто собирались музыканты, художники, писатели, среди гостей бывали Л. Н. Толстой, Н. Н. Ге, А. Н. Скрябин, В. А. Серов. Атмосфера родительского дома определила глубокую укорененность творчества Пастернака в культурной традиции и одновременно приучила к восприятию искусства как повседневного кропотливого труда.

Накануне поэзии

В детстве Пастернак обучался живописи, затем в 1903-08 всерьез готовился к композиторской карьере, в 1909-13 учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета, в 1912 провел один семестр в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции знаменитого философа Г. Когена. После окончания университета занимался практически лишь литературной деятельностью, однако профессиональная музыкальная и философская подготовка во многом предопределила особенности пастернаковского художественного мира (так, например, в формах построения его произведений исследователи отмечали родство с музыкальной композицией).

"Мы с жизнью на один покрой" (Раннее творчество)

Первые шаги Пастернака в литературе были отмечены ориентацией на поэтов-символистов - А. Белого, А. А. Блока, Вяч. И. Иванова и И. Ф. Анненского, участием в московских символистских литературных и философских кружках. В 1914 поэт входит в футуристическую группу "Центрифуга". Влияние поэзии русского модернизма (символистов - главным образом на уровне поэтических образов, и футуристов - в необычности словоупотребления и синтаксиса) отчетливо проступает в двух первых книгах стихов Пастернака "Близнец в тучах" (1913) и "Поверх барьеров" (1917). Однако уже в стихотворениях 1910-х гг. появляются и основные черты, присущие собственно пастернаковскому поэтическому видению мира, - мира, где все настолько переплетено и взаимосвязано, что любой предмет может приобрести свойства другого, находящегося рядом, а ситуации и чувства описываются с помощью нарочито "случайного" набора характерных признаков и неожиданных ассоциаций, насквозь пронизанных почти экстатическим эмоциональным напряжением, которое их и объединяет ("И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд" - стихотворение "Февраль. Достать чернил и плакать!...").

Пастернаковский образ мира и способ его поэтической передачи находят наиболее полное воплощение на страницах третьей книги стихов "Сестра моя - жизнь" (1922), посвященной лету 1917 между двумя революциями. Книга представляет собой лирический дневник, где за стихотворениями на темы любви, природы и творчества почти не видно конкретных примет исторического времени. Тем не менее Пастернак утверждал, что в этой книге "выразил все, что можно узнать о революции самого небывалого и неуловимого". В соответствии с эстетическими взглядами автора, для описания революции требовалась не историческая хроника в стихотворной форме, а поэтическое воспроизведение жизни людей и природы, охваченных событиями мирового, если не вселенского масштаба. Как ясно из заглавия книги, поэт ощущает свое глубинное родство со всем окружающим, и именно за счет этого история любви, интимные переживания, конкретные детали жизни весной и летом 1917 года претворяются в книгу о революции. Позже Пастернак назвал подобный подход "интимизацией истории", и этот способ разговора об истории как о части внутренней жизни ее участников применялся им на протяжении творческого пути неоднократно.

Поэт и эпоха. 1920-50-е гг.

С начала 1920-х гг. Пастернак становится одной из самых заметных фигур в советской поэзии, его влияние ощутимо в творчестве очень многих младших поэтов-современников - П. Г. Антокольского, Н. А. Заболоцкого, Н. С. Тихонова, А. А. Тарковского и К. М. Симонова.

Для самого Пастернака 1920-е гг. отмечены стремлением к осмыслению новейшей истории, идущим бок о бок с поиском эпической формы. В поэмах "Высокая болезнь" (1923-28), "Девятьсот пятый год" (1925-26), "Спекторский" (1925-31), "Лейтенант Шмидт" (1926-27) революция предстает как логическая часть исторического пути не только России, но и всей Европы. Наиболее выразительным знаком неправедности социального и духовного устройства России, определяющим нравственные основания и нравственную неизбежность революции, становится для Пастернака "женская доля" (в традициях Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского и гражданской лирики второй половины 19 в.).

В повести "Охранная грамота" (1930), своеобразном итоговом творческом отчете за два десятилетия, Пастернак формулирует свою позицию в искусстве, представления о месте поэта в мире и истории, иллюстрируя основные положения описанием собственной биографии и судьбы наиболее близкого ему поэта-современника - В. В. Маяковского. Мучительному разрыву с первой женой (художницей Е. В. Пастернак) и сближению с З. Н. Нейгауз (в первом браке - жена Г. Г. Нейгауза) посвящена новая книга лирики - "Второе рождение" (1932). Ее выход обозначил начало периода деятельного участия Пастернака в общественно-литературной жизни, продолжавшегося до начала 1937 года. Пастернак выступает с речью на Первом съезде Союза советских писателей (1934), в качестве члена правления принимает участие практически во всех мероприятиях Союза. Отстаивание им творческой независимости писателей, их права на собственное мнение нередко вызывало резкую критику партийных кураторов литературы. В годы все нараставшего сталинского террора Пастернак неоднократно вступался за невинно репрессированных, и его заступничество оказывалось порой небесплодным.

С середины 1930-х гг. и до самого конца жизни одним из главных литературных занятий Пастернака становится переводческая деятельность. Он переводит современную и классическую грузинскую поэзию, трагедии У. Шекспира ("Отелло", "Гамлет", "Король Лир", "Макбет", "Ромео и Джульетта"), "Фауста" И. Гете и многое другое, стремясь при этом не к точной передаче языковых особенностей оригинала, но, напротив, к созданию "русского Шекспира" и пр.

В 1940-41 после долгого перерыва Пастернак вновь начинает писать стихи, которые вместе с циклом "Стихи о войне" составили книгу "На ранних поездах" (1943). Стихи этого периода, свидетельствующие о верности Пастернака кругу избранных тем и мотивов, отмечены стремлением к преодолению сложности языка, свойственной его ранней поэзии.

Главная книга

Итогом своего творчества сам Пастернак считал роман "Доктор Живаго", над которым он работал с 1946 по 1955 год. Уже в 1910-х гг. Пастернак, обращаясь к прозе, пытался создать картину нравственной и духовной жизни своей эпохи, историю своего поколения. Повесть "Детство Люверс" (1918), сохранившиеся прозаические фрагменты 1930-х гг. свидетельствуют о многочисленных подступах к этой теме. В основу романа, посвященного "вечным" вопросам (о смерти и бессмертии, укорененности человеческой жизни в культуре и истории, роли искусства и природы в преодолении дисгармонии, которую вносят в существование мира и человека смерть, войны и революции), положены "новая идея искусства" и "по-новому понятое христианство"; в рамках этих представлений культура рассматривается как результат стремления человечества к бессмертию, а главной ценностью Евангелия и европейской литературы объявляется умение иллюстрировать высокие истины "светом повседневности". Круг философских проблем анализируется на примере судьбы русского интеллигента - врача и поэта Юрия Живаго, его друзей и близких, ставших очевидцами и участниками всех исторических катаклизмов, выпавших на долю России в первые четыре десятилетия 20 в. Извечность проблем и ситуаций, в которых оказываются персонажи романа, при всей их конкретной социальной и исторической обусловленности, подчеркивается евангельскими и сказочными сюжетами стихов главного героя, которые составляют последнюю часть "Доктора Живаго".

В издании романа на родине Пастернаку было отказано. Он передал его для публикации итальянскому издателю, и в 1957 появилась публикация "Доктора Живаго" на итальянском языке, вскоре последовали русское, английское, французское, немецкое и шведское издания (в СССР был опубликован только в 1988). В 1958 "за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы" Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе, что было воспринято в СССР как чисто политическая акция. На страницах печати развернулась кампания травли поэта, Пастернак был исключен из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Все это вынудило Пастернака отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну в 1989).

Эпистолярное наследие

В наследии Пастернака особое место занимают письма. В течение сорока лет продолжалась интеллектуально насыщенная переписка с двоюродной сестрой - О. М. Фрейденберг; переписка с М. И. Цветаевой 1922-36 гг. представляет собой не только важный творческий диалог двух крупнейших поэтов-современников, но и напряженный эпистолярный роман; после публикации "Доктора Живаго" огромное место заняла переписка с зарубежными корреспондентами о романе, в чем Пастернак видел знак "душевного единенья века".

Пастернак в русской культуре

Поэзия и проза Пастернака органично соединили традиции русской и мировой классики с достижениями русского символизма и авангарда. Роман "Доктор Живаго" на протяжении нескольких десятилетий оставался одним из самых читаемых русских романов во всем мире, во многом определяя представление о русской литературе 20 в.

В 1990 в подмосковном поселке Переделкино, в помещении бывшей дачи Пастернака был открыт музей поэта.

Отредактировано Callista (05-05-2008 21:21:08)

0

2

.                                                                          ШЕКСПИР (Shakespeare) Уильям
                                                                     (23 апреля 1564, Стратфорд-он-Эйвон -
                                                         23 апреля 1616, там же), английский драматург и поэт.

Стратфорд. Отъезд в Лондон

Родился в семье торговца и почтенного горожанина Джона Шекспира. Предки Шекспира в течение нескольких веков занимались хлебопашеством в окрестностях Стратфорда. 1568-69 - годы наибольшего процветания семьи, за которыми последовало медленное разорение. Около 1580 Уильяму пришлось бросить школу, которая в Стратфорде была отменной, и начать работать. Предполагают, что, оставив школу, Шекспир какое-то время в качестве подмастерья помогал отцу. В ноябре 1582 он женился на Энн Хэтеуэй. Возможно, женитьба была вынужденной: в мае следующего года родился их первый ребенок - дочь Сьюзен. В феврале 1585 на свет появилась двойня - сын Гамнета и дочь Джудит. Во второй половине 1580-х гг. Шекспир уезжает из Стратфорда. Наступают так называемые "утраченные" или "темные годы", о которых ничего неизвестно.

На рубеже 1590-х гг. Шекспир приезжает в Лондон. В эти годы была создана его первая пьеса - хроника "Генрих VI". Сделавшись достаточно заметной фигурой, Шекспир сразу же удостоился ревнивого выпада со стороны одного из царивших тогда на сцене драматургов группы "университетские умы" Роберта Грина, назвавшего его "потрясателем сцены" (каламбурная игра на фамилии Шекспира: Shake-speare, то есть "потрясатель копья") и вороной, которая "рядится в наши перья" (переиначенная цитата из "Генриха VI). Таким был первый сохранившийся отзыв.

Появление нового драматурга

В 1592-94 лондонские театры закрываются из-за эпидемии чумы. Во время невольной паузы Шекспир создает несколько пьес: хронику "Ричард III", "Комедию ошибок" и "Укрощение строптивой", свою первую трагедию (еще выдержанную в бытовавшем стиле "кровавой трагедии") "Тит Андроник", а также выпускает в свет впервые под своим именем поэмы "Венера и Адонис" и "Лукреция". В 1594 после открытия театров Шекспир присоединяется к новому составу труппы лорда-камергера, называвшейся так по должности ее покровителя Хансдона. Со сцены сошли (умерли или перестали писать для театра) "университетские умы". Начинается эпоха Шекспира.

Творческий взлет. "Глобус"

В 1590-х гг. (период, который принято считать первым в шекспировском творчестве) Шекспир создает все свои основные хроники а также большинство комедий. В 1595-96 годах написана трагедия "Ромео и Джульетта", вслед за ней - "Венецианский купец" - первая комедия, которую впоследствии назовут "серьезной".

Осенью 1599 открывается театр "Глобус". Над входом - крылатые слова: "Весь мир - театр" ("Totus mundis agit histrionem"). Шекспир один из его совладельцев, актер труппы и основной драматург. В год открытия "Глобуса" он пишет римскую трагедию "Юлий Цезарь" и комедию "Как вам это понравится", которые разработкой меланхолических характеров открывают путь к созданному годом позже "Гамлету". С его появлением начинается период "великих трагедий" (1601-1606). К ним принадлежат "Отелло" (1604), "Король Лир" (1605), "Макбет" (1606). Тон комедий теперь посерьезнел, а иногда становится и вовсе мрачным в таких произведениях, как "Троил и Крессида" (1601-1602), "Все хорошо, что хорошо кончается" (1603-1603), "Мера за мера" (1604).

Неожиданный отъезд в Стратфорд

28 марта 1603 умирает королева Елизавета. Английский трон переходит к Якову I, сыну казненной Марии Стюарт, наследовавшему корону Шотландии. Новый король подписывает патент, по которому принимает под свое высочайшее покровительство труппу актеров лорда-камергера. Отныне они будут именоваться "слугами его величества короля". После 1606 начинается последний период шекспировского творчества, завершившийся в 1613 его отъездом в родной Стратфорд. В это время создаются трагедии на античные сюжеты ("Антоний и Клеопатра", "Кориолан", "Тимон Афинский", 1607-08). За ними последовали поздние "романтические" пьесы, в числе которых "Зимняя сказка" и "Буря" (1610-12).

Причиной неожиданного прекращения столь удачной карьеры драматурга и отъезда из столицы была, по всей видимости, болезнь. В марте 1616 Шекспир составляет и подписывает завещание, которое впоследствии вызовет так много недоумений насчет его личности, авторства и станет поводом к тому, что назовут "шекспировским вопросом". Принято считать, что Шекспир умер в тот же день, что и родился - 23 апреля. Два дня спустя последовало погребение в алтаре церкви Святой Троицы на окраине Стратфорда, в метрической книге которой об этом и была сделана запись.

При жизни Шекспира его произведения не были собраны. Отдельно печатались поэмы, сборник сонетов. Пьесы первоначально появлялись в так называемых "пиратских изданиях" с испорченным текстом, за которыми в виде опровержения следовало, как правило, издание, подготовленное автором. По формату эти издания носят название кварто (quarto). После смерти Шекспира усилиями его друзей-актеров Хеминга и Конделла было подготовлено первое полное издание его сочинений, включающее 36 пьес, так называемое Первое Фолио (The First Folio). Восемнадцать из них ранее вообще не печатались.

"Шекспировский вопрос"

Источником огорчений и сомнений для биографов Шекспира послужило его завещание. В нем говорится о домах и имуществе, о кольцах на память для друзей, но ни слова - о книгах, о рукописях. Как будто умер не великий писатель, а заурядный обыватель. Завещание стало первым поводом задать так называемый "шекспировский вопрос": а был ли Уильям Шекспир из Стратфорда автором всех тех произведений, которые мы знаем под его именем?

Вот уже сто лет находится немало сторонников отрицательного ответа: не был, не мог быть, поскольку был необразован, не путешествовал, не учился в университете. Стратфордианцами (сторонники традиционной версии) и антистратфордианцами было приведено множество остроумных доводов. Было предложено более двух десятков кандидатов в "Шекспиры". Среди наиболее популярных претендентов философ Фрэнсис Бэкон и предшественник Шекспира в деле преобразования драматического искусства, величайший из "университетских умов" Кристофер Марло. Однако в основном искали среди лиц титулованных: назывались графы Дерби, Оксфорд, Рэтленд - права последнего были поддержаны и в России. Полагали, что только присущее им образование, положение в обществе и при дворе, возможность путешествовать, открывали широкий обзор жизни, который есть в пьесах. У них могли быть причины скрывать свое настоящее имя, на которое якобы пятном позора по тогдашним представлениям легло бы ремесло драматурга.

Однако в пользу Шекспира свидетельствует главный аргумент: его имя при жизни появилось на десятках изданий отдельных пьес, поэм, на сборнике сонетов. О Шекспире говорили как об авторе этих произведений. Сразу после смерти Шекспира двое его друзей-актеров издали его произведения, а четыре поэта, включая величайшего из современников Шекспира его друга Бена Джонсона, восславили его. И ни разу никакие опровержения или разоблачения не последовали. Никто из современников и потомков, вплоть до конца 18 в. не усомнился в шекспировском авторстве. Можно ли предположить, что тайна, в которую должны были быть посвящены десятки людей, хранилась столь ревностно?

А как объяснить, что драматург следующего поколения Уильям Давенант, прекрасно осведомленный в театральных делах и сплетнях, придумал легенду, по которой получалось, что его мать - "Смуглая леди" сонетов, а сам он - родной сын Шекспира из Стратфорда-он-Эйвон? Чем тут было гордиться?

Шекспировская тайна, безусловно, существует, но это не биографическая загадка, а тайна гения, которому сопутствует то, что поэт-романтик Джон Китс назовет "негативной способностью" Шекспира, его поэтическим зрением - видеть все и ничем не обнаружить своего присутствия. Уникальная шекспировская тайна, которая принадлежит личности и времени, когда личное впервые прорезывает безличность бытия, а великий драматург, на века вперед создавший портретную галерею новой эпохи, скрывает лишь одно лицо - свое собственное.

Шекспир завершает процесс создания национальной культуры и английского языка; его творчество подводит трагический итог всей эпохе европейского Возрождения. В восприятии последующих поколений складывается образ Шекспира как всеобъемлющего гения, который у истоков Нового времени создал галерею его человеческих типов и жизненных ситуаций. Пьесы Шекспира по сей день составляют основу мирового театрального репертуара. Большинство из них было многократно экранизировано для кино- и телеэкрана.

0

3

.                                                                                 Шарль Перро (фр. Charles Perrault)
                                                                        (12 января 1628, Париж - 16 мая 1703, там же)
                                                          - известный французский писатель-сказочник, поэт и критик.

Член Французской академии с 1671. Родился в буржуазно-чиновничьей семье. Был юристом. Писал аллегорические поэмы, оды, послания в стиле галантной придворной поэзии.

Ввёл народную сказку в систему литературных жанров. "Сказки" способствовали демократизации литературы и оказали влияние на развитие мировой сказочной традиции (братья В. и Я. Гримм, Л. Тик, Г. Х. Андерсен). Интересно, что свои сказки Перро издал не по собственным именем, а под именем своего молодого сына Перро д'Арманкура, пытаясь оберечь свою уже сложившуюся репутацию от обвинений в работе с "низким" жанром. В XX веке возникла дискуссия об авторстве сказок, в ходе которой пытались доказать, что сказки действительно написаны Перро-сыном. Всё же, по-видимому, традиционная версия об авторстве более вероятна.

На сюжеты сказок Перро созданы оперы "Золушка" Дж. Россини, "Замок герцога Синяя Борода" Б. Бартока, балеты "Спящая красавица" П. И. Чайковского, "Золушка" С. С. Прокофьева и др.

Его брат Клод Перро был архитектором, принимавшем участие в строительстве Лувра в 1665 - 1680 годах.

Некоторые известные произведения

"Стены Трои, или Происхождение бурлеска" 1653 пародийная поэма - первое произведение

"Век Людовика Великого", 1687 поэма

"Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук", т. 1-4, 1688-97 диалоги

"Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями" 1697

"Волшебницы" (фр. Les Fees)

"Золушка" (фр. Cendrillon)

"Кот в сапогах" (фр. Le Chat botte)

"Красная Шапочка" (фр. Le Petit Chaperon rouge) народная сказка

"Мальчик-с-пальчик" (фр. Le Petit Poucet) народная сказка

"Ослиная шкура" (фр. Peau d'Ane)

"Спящая красавица" (фр. La Belle au bois dormant)

"Рике-хохолок" (фр. Riquet a la houppe)

0

4

.                                                                 ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич [25.2 (9.3).1814, с. Моринцы,
                                                                  ныне Звенигородского р-на Черкасской обл., - 26.2 (10.3). 1861, Петербург],
                                                                  украинский поэт, художник, мыслитель, революционный демократ.

Родился в семье крепостного крестьянина. Рано осиротел; был пастухом, батраком у попа, с 14 лет "казачком" у своего помещика П. В. Энгельгардта. Грамоте учился у сельского дьячка. С 1829 жил с помещиком в г. Вильнюсе, а с его переездом в Петербург (нач. 1831) был отдан (в 1833) в обучение к "разных живописных дел цеховому мастеру" Ширяеву.

Весной 1838 Шевченко был выкуплен из крепостной неволи. Первые из дошедших до нас произведений Шевченко - баллада "Порченая", стих. "Думка" ("Течёт вода в сине море"), "Вечной памяти Котляревского" и поэма "Катерина" - датируются 1837- 1838.

В 1840 вышел сборник поэтических произведений Шевченко "Кобзарь", где были впервые опубликовал стих. "Думы мои", "Перебендя", "Думка", "К Основьяненко", "Иван Подкова", баллада "Тополь", поэмы "Катерина" и "Тарасова ночь". Раннее творчество Шевченко, итоги которого были подведены появлением "Кобзаря", развивалось в русле романтизма. В балладах и поэмах реальность тесно сплетается с фантастикой народных легенд и преданий; в основе сюжетов лежит несчастная, трагически обречённая любовь.

Однако уже в ранних произведениях Шевченко заметна мощная струя реализма: его героини полны неподдельно правдивого чувства, за их страданиями видятся конкретные жизненные обстоятельства. "Катерина", например, вполне реалистическая поэма о горькой судьбе, отчаянии и самоубийстве простой крестьянской девушки, обманутой офицером и брошенной им с ребёнком на руках. С течением времени тема любви и женской доли приобретает в творчестве Шевченко всё большую историческую определённость. Оправдывается и освящается беспощадная месть угнетателям за поруганное человеческое достоинство (поэмы "Слепая", 1842, "Марина", 1848, "Княжна", 1847).

То же движение к реализму и в исторической теме. От ранних произведений "Тарасова ночь" (1838), "Иван Подкова" (1839), проникнутых романтикой старинных преданий, поэт всё ближе подходит к теме национально-освободительной борьбы. В самой крупной из его исторических поэм "Гайдамаки" (1841) изображены события великого народного восстания 1768, известного под названием "Колиивщина", против шляхетского польского гнёта. Эта поэтическая эпопея исторически правдива и при том вся обращена к современности: воспоминаниями о славе предков Шевченко стремился воззвать угнетённый украинский народ к революционной борьбе за своё освобождение.

В мае 1843 Шевченко поехал на Украину; вернулся в Петербург в февр. 1844; весной 1845 снова отправился на Украину, намереваясь поселиться в Киеве. Впечатления от поездок по Киевской, Полтавской, Черниговской и Волынской губерниям (в качестве художника Киевской археографической комиссии), в особенности от тяжёлого положения закрепощённого крестьянства, заметно усилили революционные устремления Шевченко. Во время поездок он писал антикрепостнические стихи, занося их в альбом ("Три года"), читал их знакомым, давал переписывать.

В 1846 Шевченко вступил в тайное Кирилло-Мефодиевское общество, где занимал наиболее левые позиции; в апреле 1847 по доносу провокатора был арестован и затем отдан в солдаты в Орскую крепость (в Оренбургскую губ., а в 1850 - в Новопетровское укрепление на п-ове Мангышлак, ныне г. Форт-Шевченко) за то, что, как сказано в приговоре, "сочинял стихи на малороссийском языке, самого возмутительного содержания". Утверждая приговор о ссылке и "строжайшем наблюдении, дабы от него, ни под каким видом, не могло выходить возмутительных сочинений", Николай I добавил от себя: "под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать" (цит. по кн.: Тарас Шевченко. 1963, с. 50).

Стихи и поэмы "Сон" (1844), "Кавказ" (1845), за которые царизм преследовал поэта, знаменовали новый этап в развитии украинской политической лирики и сатиры. В них Шевченко поднялся на новую ступень исторического и политического сознания. Здесь он гневно заклеймил самодержавие, призывал народы к общечеловеческому братству, прославлял борьбу народов России против колониального угнетения. Оба произведения знаменовали новый шаг в развитии реализма Шевченко, в развитии его революционно-демократических взглядов.

С этими и последующими его произведениями 40-50-х гг. украинская поэзия полноправно вошла в круг развитых европейских литератур и оказала в 19 в. большое влияние на поэзию славянских народов. Выдающуюся роль в этом сыграли стихотворение "Завещание" ("Як умру, то поховайте...", 1845), содержавшее открытые призывы к свержению царизма и крепостничества и предвещавшее народам прекрасное будущее, и поэма "Еретик" ("Иван Гус") (1845), направленная против церковного мракобесия и политической реакции, проникнутая идеей дружбы народов.

В ссылке Шевченко пробыл с июня 1847 по авг. 1857 и был освобождён после смерти Николая I. Ссылка не убила талант Шевченко и не сломила его волю и революционные убеждения. Стихотворения и поэмы "невольничьей музы" (так называл поэт свои произведения, созданные в ссылке и тщательно скрываемые при обысках и арестах) отмечены ростом революционных настроений: в цикле стих. "Цари" (1848) с новой силой звучит обвинительный приговор коронованным тиранам и призыв к расправе с ними.

В цикле "В каземате" (1847) поэт излил горячую, обострённую ссылкой любовь к Украине и её закрепощённому народу, а в др. стихах - чувство братской любви ко всем угнетённым народам (напр., к казахам в стих. "Топор был за дверью у господа бога...", 1848).

В годы ссылки были написаны реалистические повести на русском языке: "Княгиня" (1853), "Музыкант" (1854-55), "Несчастный", "Капитанша", "Близнецы" (все - 1855), "Художник" (1856); ранее были написаны повести "Наймичка" (1844) в "Варнак" (1845); после ссылки - "Прогулка с удовольствием и не без морали" (1856-58); все они проникнуты антикрепостническими настроениями. В центре повестей "Варнак", "Музыкант", "Художник", "Прогулка..." - личность крепостного интеллигента, в судьбе которого много автобиографических черт. Во взглядах героя на искусство звучит голос автора - убеждённого сторонника реализма, близкого теории и практике "натуральной школы" в русской литературе.

Возвращение Шевченко из ссылки было долгим и трудным. По дороге, в Новгороде, он был задержан, ему запретили въезд в обе столицы. Однако друзья добились для него разрешения жить в Петербурге, куда он прибыл весной 1858. Здесь он сблизился с кругом авторов "Современника" и близко сошёлся с H. Г. Чернышевским, H. А. Добролюбовым, H. А. Некрасовым, M. Л. Михайловым, бр. Kyрочкиными и др. В его сатире зазвучали ещё более резкие и гневные ноты. "Третье отделение" снова установило за поэтом строгий надзор. Летом 1859, когда Шевченко поехал на Украину, его арестовали близ с. Прохоровка, а после ареста обязали покинуть Украину и вернуться в Петербург.

В 1860 появилось новое (наиболее полное из трёх прижизненных) изд. "Кобзаря" (однако поэмы "Сон", "Кавказ", "Еретик", стих. "Завещание" и подобные им произведения не могли войти в него). Добролюбов откликнулся на "Кобзарь" рецензией в "Современнике", назвав Шевченко "...поэтом совершенно народным..." (Собр. соч., т. 6, 1963, с. 142).

Ряд стихотворений, не вошедших по цензурным условиям в "Кобзарь", друзья поэта опубликовали в 1859 в Лейпциге (сб. "Новые стихотворения Пушкина и Шевченки"). Произведения 1857-61 - вершина поэзии Шевченко, теперь ещё более богатой и разнообразной по темам (общественно-политическим, философским), настроениям, палитре красок в стихах о природе, глубокой мудрости размышлений о поэзии (триптих "Доля", "Муза", "Слава", 1858, и др.), по ритмике и высокой культуре выразительных средств и мастерству художественной образности.

К самым большим достижениям этого периода относятся поэмы "Неофиты", "Юродивый" (обе-1857), "Мария" (1859) и лирика 50-х - нач. 60-х гг. В "Неофитах" Шевченко прославлял революционеров, декабристов (в аллегорических образах первых христиан); в образе Нерона легко угадывается Николай I, в патрициях - помещики и вельможи. Подражания псалмам и библейским мотивам ("Подражание 11 псалму", "Осии, глава XIV", поэма "Мария") тоже использованы Шевченко для выражения революционно-демократических идей. В шедеврах его лирики "О, люди, бедные, слепые...", "И Архимед и Галилей", "Нигде ни в чём отрады нету", "Хотя лежачего не бьют" (все -1860) революционные призывы сопровождаются уверенностью, что "будет кара! царям, царятам на земле". В этих и др. стихах (особенно "Свете тихий! Свете ясный! ...") Шевченко прозревал будущее в свете социалистических идеалов.

Поэтика Шевченко близкая к народной традиции, эволюционировала (не порывая с нею) к всё большей и неповторимой оригинальности. Ритмико-интонационная структура поэзии Шевченко опирается на украинский народный стих, но ей свойственно богатейшее разнообразие форм и вариантов, ритмики и строфики силлабического (12-11- и 14- сложного) и силлаботонического стихосложений (напр., 28 видов строфики только в стихах, написанных четырёхстопным ямбом). Шевченко внёс в украинскую поэзию невиданное богатство тем, радикально расширил её культурные и интеллектуальные горизонты, включив в неё исторические и современные мотивы из жизни многих европейских народов, идеи и образы европейских литератур.

Mногие произведения Шевченко положены на музыку H. В. Лысенко (см. его сб. "Музыка к "Кобзарю" Шевченко") и др. украинскими (К. Г. Стеценко, Я. С. Степовый, С. Ф. Людкевич и др.) и русскими (M. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов) композиторами. Стих. "Думы мои, думы мои", "Завещание", начало баллады "Порченая" ("Реве та стогне Днiпр широкий") стали народными песнями; "Завещание" вошло в круг революционных песен.

Смерть Шевченко была воспринята как большая потеря для литературы и освободительного движения. На его похоронах присутствовали многие литературные и общественные деятели, среди них M. E. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Ф. M. Достоевский, H. С. Лесков и др. H. А. Некрасов написал стих. "На смерть Шевченко". А. И. Герцен поместил в "Колоколе" проникновенный некролог.

Шевченко известен также как художник. В 1838-45 он учился в петербургской AX у К. П. Брюллова. Реалистическая направленность его творчества проявилась в ранних работах ("Катерина", 1842, Киевский музей T. Г. Шевченко, серия офортов "Живописная Украина", изд. 1844) и достигла острой обличительной силы в сериях акварелей и рисунков, созданных в ссылке (серия "Притча о блудном сыне", "Наказание шпицрутенами" - тушь, бистр, 1856-1857, и др.). По возвращении из ссылки Шевченко много работал как гравёр, видя в гравюре средство распространения искусства в народе (в 1860 получил звание академика по гравированию на меди). Создал ряд глубоких, психологических портретов ("Автопортрет", 1840-1841, Киевский музей T. Г. Шевченко), эмоциональных пейзажей Украины и Казахстана. Шевченко - основоположник новой украинской литературы, зачинатель критического реализма и революционно-демократического направления в украинской литературе и живописи. С его творчеством связаны лучшие традиции украинской литературы. Произведения Шевченко переведены на многие языки мира. В советское время шевченковедение выделилось в специальную отрасль литературной науки. Музеи Шевченко существуют в Киеве, Каневе (где похоронен Шевченко), с. Шевченко, с. Moринцы, Ленинграде, Орске и др. городах и сёлах. Его имя носят Ин-т литературы АН УССР и Киевский ун-т; в республике учреждена пр. им. Шевченко.

В мае 1861 гроб с прахом Шевченко был перевезён на Украину и, в соответствии с завещанием поэта, захоронен на Чернечьей горе над Днепром, возле Канева.

0

5

.                                                                            ДИККЕНС (Dickens) Чарлз (7 ноября 1812,
                                                                  Портсмут - 9 июня 1870, Рочестер), английский писатель.

Тяжелое детство

Происходивший из многодетной семьи, Диккенс рано узнал нищету и полной мере изведал бедствия, уготованные социально отверженным. Достоверность картин жизни людей этого круга, нескрываемое сострадание героям, на которых обрушивается немилость судьбы, более всего поражали современников в его романах, подчас носящих автобиографический характер.

Долговая тюрьма, в которой провел остаток лет отец Диккенса, разорившийся почтовый чиновник, стала местом действия в "Крошке Доррит" (1857). По собственным детским воспоминаниям описана фабрика ваксы, где мойщиком бутылок служит Дэвид Копперфильд ("Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим", 1850). Обиход мелких чиновников, часто становящихся персонажами книг Диккенса, он досконально изучил, работая переписчиком бумаг в конторе адвоката. Не получив систематического образования, писатель работал парламентским стенографом, затем - газетным репортером. В 1836 он женился на дочери редактора газеты, в которой работал. Семейная жизнь Диккенса не удалась и закончилась разводом в 1858. Обременный большой семьей, Диккенс постоянно испытывал нехватку средств. Используя свой незаурядный актерский дар, он выступал (с 1858 - систематически) с публичными чтениями своих произведений, в том числе в США, где ему неизменно сопутствовал огромный успех.

Похоронен писатель в Вестминстерском аббатстве, рядом с Б. Джонсоном и Д. Гарриком.

Открытый им для литературы мир трущоб и нравы их обитателей опоэтизированы Диккенсом. Сочувствуя героям, он приводит действие к благополучному финалу, который вознаграждает их за страдания и унижения, приглушая травмирующие воспоминания юной поры жизни.

Литературный дебют

Исключительно высоко ценя Диккенса, Ф. М. Достоевский назвал его непревзойденным мастером "искусства изображения современной, текущей действительности". Диккенс изучил ее за годы репортерской службы, которая предшествовала литературному дебюту - роману "Посмертные записки Пиквикского клуба" (1837). Эта книга, представляющая собой цикл жанровых зарисовок, раскрыла дарование Диккенса как создателя гротескных характеров, выражающих самые укорененные особенности англичан как нации и передающих, по замечанию Г. К. Честертона, "вечную радость народной веры... то главное в нас, что не зависит от поверхностной разницы между людьми".

Панорама английской жизни

Романы Диккенса представляют собой панораму английской жизни эпохи викторианства, уникальную по богатству наблюдений и разнообразию запечатленных человеческих типов. "Приключения Оливера Твиста" (1838), "Лавка древностей" (1841), "Домби и сын" (1848) создают исчерпывающе полный портрет общества, обнажая его пороки и изъяны. В конечном счете несовершенство общества становится ясно и персонажам, находящим свой идеал в уюте дома, прочности семейных традиций, христианском милосердии к близким и чужим.

Цикл "рождественских повестей", созданных в 1843-48 ("Колокола", "Сверчок за очагом" и др.), наиболее последовательно воплотил приверженность Диккенса незыблемым ценностям частной жизни - в противовес иллюзорным или эфемерным обретениям, которые приносит погоня за богатством и престижем.

Великий юморист

Честертон говорил, что искусство Диккенса "как жизнь, потому что, как и жизнь, оно безответственно и невероятно". Выразившееся в книгах Диккенса восприятие мира не признает безнадежности и отчаяния, хотя нередко описаны жестокие и даже катастрофические ситуации. Однако самые тягостные обстоятельства неспособны подорвать веру героев Диккенса в конечное торжество добра или воздаяние за гробом, если недостижима земная справедливость. Юмор, побуждающий не только создавать фарсовые сюжетные положения, в которых всего отчетливее проступает истинная человеческая природа персонажей, но и распознать чудесное под уродливым внешним обликом вещей, заставляя ужас и отвращение отступать перед радостью, - важнейший писательский принцип Диккенса, органично выразивший главные свойства его личности и таланта.

Мнимая простота

Обычные для Диккенса фигуры переродившихся грешников, счастливые развязки конфликтов и обилие морализаторских сентенций, напоминающих воскресную проповедь, создали обманчивое представление о простоте и предугадываемости его книг. Однако на самом деле романы Диккенса никогда не становились идиллиями. В них затронуты острые социальные и этические коллизии, а отношение писателя к окружающей жизни со временем принимало нескрываемо критический характер, делая достаточно мрачным его взгляд на будущее. Реальность начинала восприниматься им как сила, откровенно враждебная гуманным побуждениям, которые вдохновляют любимых героев Диккенса. Репутация жизнелюбивого художника, наделенного редкостным комедийным даром, не соответствует содержанию таких романов, как "Холодный дом" (1853) и "Большие надежды" (1861), где писатель касается мучительных для него явлений деградации личности, погубленной ложными идеалами.

Взгляд на Диккенса как на романиста, добивавшегося абсолютного жизнеподобия, был опровергнут, когда открылась яркая театральность этой прозы и ее гротескная природа, напоминающая о себе, даже если автор старается достичь впечатления фактической достоверности своих описаний. Столь же произвольным оказалось и стойкое мнение о страхе Диккенса перед викторианской публикой с ее узкими понятиями. Дж. Оруэлл заметил, что в своем отношении к Диккенсу его современники "напоминали слона, которого бьют стеком, а ему это доставляет удовольствие, словно почесывают хобот".

ДИККЕНС (Dickens) Чарлз (1812-70), английский писатель. Юмористические нравоописательные "Очерки Боза" (1836) посвящены обитателям различных слоев лондонского общества. В сентиментальном романе "Посмертные записки Пиквикского клуба" (1837) (с наивным и трогательным эксцентричным героем) свойственные Диккенсу ирония и сатира побеждаются своеобразным диккенсовским комизмом, обусловленным верой в доброе начало человека. Пафосом сострадания к униженным (особенно к переживаниям детской души), неприятия всех форм социальной несправедливости проникнуты авантюрно-приключенческие романы "Приключения Оливера Твиста" (1838), "Николас Никльби" (1839), "Мартин Чезлвит" (1844). Социальный оптимизм Диккенса (романы "Лавка древностей", 1841, "Рождественские повести", 1843-46) вступал в противоречие с гротескно-реалистическим изображением губительной психологии собственничества и прагматизма: романы воспитания "Домби и сын" (1848) и "Дэвид Копперфилд" (1850, с автобиографическими чертами), роман "Холодный дом" (1853). Детективный роман "Тайна Эдвина Друда" (1870). Рисуя драматическую картину английской жизни, Диккенс вносил в нее смягчающие сказочно-сентиментальные оттенки (в т. ч. романы "Тяжелые времена", 1854, "Крошка Доррит", 1857). Основные нравственные коллизии романов Диккенса - столкновение бескорыстного, великодушного или беззащитного героя с миром эгоистических страстей и расчета, олицетворяемым низким "злодеем" или холодным рационалистом (иногда способным к нравственному преображению).

0

6

.                                                                                     БАЛЬЗАК (Balzac) Оноре де (20 мая 1799,
                                                                            Тур - 18 августа 1850, Париж), французский писатель.

Происхождение

Отец писателя Бернар Франсуа Бальсса (впоследствии изменивший фамилию на Бальзак), выходец из богатой крестьянской семьи, - служил по ведомству военного снабжения. Воспользовавшись сходством фамилий, Бальзак на рубеже 1830-х гг. стал возводить свое происхождение к дворянскому роду Бальзак д'Антрег и самовольно прибавил к своей фамилии дворянскую частичку "де". Мать Бальзака была моложе мужа на 30 лет и изменяла ему; младший брат писателя Анри, "любимчик" матери, был побочным сыном владельца соседнего замка. Многие исследователи полагают, что внимание Бальзака-романиста к проблемам брака и адюльтера объясняется не в последнюю очередь атмосферой, царившей в его семье.

Биография

В 1807-13 Бальзак - пансионер коллежа в городе Вандом; впечатления этого периода (интенсивное чтение, ощущение одиночества среди далеких по духу одноклассников) отразились в философском романе "Луи Ламбер" (1832-35). В 1816-19 он учится в Школе права и служит клерком в конторе парижского стряпчего, но затем отказывается от продолжения юридической карьеры. 1820-29 - годы поисков себя в литературе. Бальзак выпускает под разными псевдонимами остросюжетные романы, сочиняет нравоописательные "кодексы" светского поведения. Период анонимного творчества кончается в 1829, когда выходит в свет роман "Шуаны, или Бретань в 1799 году". В то же время Бальзак работает над новеллами из современной французской жизни, которые начиная с 1830 издаются выпусками под общим названием "Сцены частной жизни". Эти сборники, а также философский роман "Шагреневая кожа" (1831) приносят Бальзаку громкую славу. Особенно популярен писатель среди женщин, благодарных ему за проникновение в их психологию (в этом Бальзаку помогла его первая возлюбленная, замужняя женщина старше его на 22 года, Лора де Берни). Бальзак получает от читательниц восторженные письма; одной из таких корреспонденток, написавшей ему в 1832 письмо за подписью "Иностранка", была польская графиня, российская подданная Эвелина Ганская (урожденная Ржевуская), через 18 лет ставшая его женой Несмотря на огромный успех, которым пользовались романы Бальзака 1830-40-х гг., жизнь его не была спокойной. Необходимость расплатиться с долгами требовала интенсивной работы; то и дело Бальзак затевал авантюры коммерческого толка: отправлялся на Сардинию, надеясь купить там по дешевке серебряный рудник, покупал загородный дом, на содержание которого у него не хватало денег, дважды основывал периодические издания, не имевшие коммерческого успеха. Умер Бальзак через полгода после того, как сбылась его главная мечта, и он наконец женился на овдовевшей Эвелине Ганской.

"Человеческая комедия". Эстетика

В обширное наследие Бальзака входит сборник фривольных новелл в "старофранцузском" духе "Озорные рассказы" (1832-37), несколько пьес и огромное количество публицистических статей, однако главное его создание - "Человеческая комедия". Объединять свои романы и повести в циклы Бальзак начал еще в 1834. В 1842 он начинает выпускать под названием "Человеческая комедия" собрание своих сочинений, внутри которого выделяет разделы: "Этюды о нравах", "Философские этюды" и "Аналитические этюды". Объединяют все произведения не только "сквозные" герои, но и оригинальная концепция мира и человека. По образцу естествоиспытателей (прежде всего Э. Жоффруа Сент-Илера), которые описывали виды животных, отличающиеся друг от друга внешними признаками, сформированными средой, Бальзак задался целью описать социальные виды. Их многообразие он объяснял разными внешними условиями и различием характеров; каждым из людей правит определенная идея, страсть. Бальзак был убежден, что идеи - это материальные силы, своеобразные флюиды, не менее могущественные, чем пар или электричество, и потому идея может поработить человека и привести его к гибели, даже если социальное его положение благоприятно. История всех главных бальзаковских героев - это история столкновения владеющей ими страсти с социальной действительностью. Бальзак - апологет воли; только если у человека есть воля, его идеи становятся действенной силой. С другой стороны, понимая, что противоборство эгоистических воль чревато анархией и хаосом, Бальзак уповает на семью и монархию - социальные установления, цементирующие общество.

"Человеческая комедия". Темы, сюжеты, герои

Борьба индивидуальной воли с обстоятельствами или другой, столь же сильной страстью, составляют сюжетную основу всех наиболее значительных произведений Бальзака. "Шагреневая кожа" (1831) - роман о том, как эгоистическая воля человека (материализованная в куске кожи, уменьшающемся от каждого исполненного желания) пожирает его жизнь. "Поиски Абсолюта" (1834) - роман о поисках философского камня, в жертву которым естествоиспытатель приносит счастье семьи и свое собственное. "Отец Горио" (1835) - роман об отцовской любви, "Евгения Гранде" (1833) - о любви к золоту, "Кузина Бетта" (1846) - о силе мести, уничтожающей все вокруг. Роман "Тридцатилетняя женщина" (1831-34) - о любви, ставшей уделом зрелой женщины (с этой темой творчества Бальзака связано закрепившееся в массовом сознании понятие "женщина бальзаковского возраста").

В обществе, каким его видит и изображает Бальзак, добиваются исполнения своих желаний либо сильные эгоисты (таков Растиньяк, сквозной персонаж, впервые появляющийся в романе "Отец Горио"), либо люди, одушевленные любовью к ближнему (главные герои романов "Сельский врач", 1833, "Сельский священник", 1839); люди слабые, безвольные, такие, как герой романов "Утраченные иллюзии" (1837-43) и "Блеск и нищета куртизанок" (1838-47) Люсьен де Рюбампре, не выдерживают испытаний и гибнут.

Французская эпопея 19 в.

Каждое произведение Бальзака - это своеобразная "энциклопедия" того или иного сословия, той или иной профессии: "История величия и падения Цезаря Бирото" (1837) - роман о торговле; "Прославленный Годиссар" (1833) - новелла о рекламе; "Утраченные иллюзии" - роман о журналистике; "Банкирский дом Нусингена" (1838) - роман о финансовых аферах.

Бальзак нарисовал в "Человеческой комедии" обширную панораму всех сторон французской жизни, всех слоев общества (так, в "Этюды о нравах" вошли "сцены" частной, провинциальной, парижской, политической, военной и сельской жизни), на основании чего позднейшие исследователи начали причислять его творчество к реализму. Однако для самого Бальзака важнее была апология воли и сильной личности, сближавшая его творчество с романтизмом.

0

7

Омар Хайям (1048-1123)
Омар Хайям  - всемирно известный классик персидско -таджикской поэзии, учёный, математик, астроном, поэт и философ. Полное имя - Гияс ад-Дин Абуль Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури.
                             *  *  *           

  Омар Хайям прожил 75 лет. Родился в 1048 году в Нишапуре. Учился в Нишапуре, а затем в крупнейших центрах науки того времени: Балхе, Самарканде и др. Около 1069 г. в Самарканде Омар Хайям написал тракта «О доказательствах задач алгебры и аллукабалы». В 1074 г. возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане. В 1077 г. завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида». В 1079 г. вместе с сотрудниками вводит в действие календарь. В последние годы 11 века меняется правитель Исфахана и обсерватория закрывается. Омар Хайям совершает паломничество в Мекку. В 1097 году работает врачом в Хорсане и пишет трактат на языке фарси «о всеобщности бытия». Последние 10-15 лет жизни Хайям проводит очень тяжело в уединении в Нишапури, мало общается с людьми и много читает. Как сообщают историки, в последние часы жизни Омар Хайям читал «Книгу исцеления» Ибн Сины (Авиценны). Он дошёл до раздела «О единстве и всеобщности» философского сочинения, положил на книгу зубочистку, встал, помолился и умер.

   Творчество Омара Хайяма – удивительное явление в истории культуры народов Средней Азии и Ирана, всего человечества. Его открытия в области физики, математики, астрономии переведены на многие языки мира и имеют историческое значение. Его стихи «жалящие как змея» до сих пор покоряют своей предельной ёмкостью, лаконичностью, образностью, простотой изобразительных средств и гибким ритмом. Философия Омара Хайяма сближает его с гуманистами эпохи Возрождения («Цель творца и вершина творения – мы»). Он ненавидел и обличал существующие порядки, религиозные догмы и пороки, царившие в обществе. Однако часто Хайям впадал в пессимизм и фанатизм, что было широко распространено в средневековье и особенно на востоке. Этот мир считался временным и преходящим. Богословы и философы того времени придерживались того мнения, что вечную жизнь и блаженство можно найти только после смерти. Всё это не могло не найти своего отражения в творчестве Омара Хайяма. Однако поэт также любил и реальную жизнь, протестовал против её несовершенства и взывал наслаждаться каждым её мигом, невзирая на то, что существующие нравы и инквизиция не разделяли и преследовали подобные взгляды на жизнь.

   Рубаи Омара Хайяма – классика средневековой восточной поэзии, которая и по сей день привлекает к себе всех ценителей мудрого слова.

+1

8

Ри́чард Бах (англ. Richard Bach, р. 23 июня 1936) — американский писатель, философ и публицист.
23 июня 1936 г. в городе Оук-Парк, штат Иллинойс. По семейному преданию, он является отдалённым потомком великого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Учился в Университете Лонг-Бич штата Калифорния. Служил в ВВС США, впоследствии занимался исполнением воздушных трюков. Почти все его произведения так или иначе касаются темы полёта. Всемирную писательскую славу Баху принесла повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1970), в том числе опубликованная в СССР в одном из «толстых журналов».

Бах несколько раз вступал в брак. От первого брака у него родилось шестеро детей. В 1970 году он развёлся. На съемках фильма «Jonathan Livingston Seagull» (1973) Бах познакомился с актрисой Лесли Перриш и в 1981 году они поженились. Лесли стала героиней книг «Мост через вечность» (1984), «Единственная» (1988), "Бегство от безопасности". В конце 90-х они развелись и в апреле 1999 года третьей супругой Баха стала Сабрина Нельсон-Алексопулос .

    * Stranger to the Ground / Чужой на Земле (1963)
    * Biplane / Биплан (1966)
    * Nothing by Chance / Ничто не случайно (1969)
    * Jonathan Livingston Seagull / Чайка по имени Джонатан Ливингстон (1970)
    * A Gift of Wings / Дар крыльев (1974)
    * There’s No Such Place As Far Away / Нет такого места — «далеко» (1976)
    * Illusions / Иллюзии (1977)
    * The Bridge Across Forever / Мост через вечность (1984)
    * One / Единственная (1988)
    * Running from Safety / Бегство от безопасности (1994)
    * Out of My Mind / За пределами моего разума (1999)
    * Flying / Полёт (2003)
    * Messiah’s Handbook / Карманный Справочник Мессии (2004)

П.С. Я очень люблю его произведения! Они настолько пропитаны свободой, что...
Если будет время, желание и возможность, почитайте хотя бы "Чайку по имени Джонотан"!

+1


Вы здесь » СУПЕР-ПУПЕР, НЕ СКУЧАЙ!!!!! » ЛИТЕРАТУРА » Писатели