Импровизация

Как и все остальное в капоэйре, пение в основном основывается на добавлении импровизаций к стандартным формам песен. Например, вы можете вставить в песню название своей группы или имя вашего учителя. Либо вы можете изменить текст с учетом того, что в данный момент происходит в роде. Например, когда происходящее принимает дикий и грубый характер, вы можете спеть "Quebra Gerebra!" - "Разбей дыню!", чтобы "завести" игроков. Или же, если кого-либо ударили, вы можете спеть "O menino choro!" - "Малыш плачет!". Вы даже можете сочинить свою собственную песню. Исходя из всего этого, ни одну версию песни нельзя назвать "правильной". Различные области, школы, и даже люди имеют свои собственные версии песен. Таким образом, песни обновляются, появляются все более свежие версии, и капоэйра находится в постоянном развитии.

Типы песен

В капоэйре существует несколько различных типов песен. Самыми распространенными являются короткие песни, Coros. В основном, они состоят из припева и нескольких куплетов, которые постоянно чередуются и подвергаются импровизациям. Прекрасный пример тому — песня "O Bento Me Chama", у которой простой припев и, наверное, миллион куплетов, и их можно повторять в любом порядке.
Другой тип – длинные песни-истории. "Marinheiro So" —пример таких песен. Здесь куплеты имеют уже более фиксированный порядок и описывают различные истории. "Parana E" — другой пример таких песен, но здесь много различных версий песни, и порядок куплетов более гибкий.
Еще один тип песен — Ladainha. Существует множество песен, соответствующих образцу "ладаинья", но все они заканчиваются "viva meu Deus, camara", или подобным типом стихов. Пример тому — "Dente De Ouro". Ладаинья поется в самом начале роды, еще до того, как игроки начинают игру, в это время никто из игроков не должен быть в кругу, началом игры служит следующая за ладаиньей песня - шула Chula).
Песни Капоэйры, как и большинство песен западно-африканского происхождения, имеют диалоговый характер "вопрос—ответ". Обычно, ведущий певец (регент) заводит песню, пропевая первый куплет (chorus). В соответствующий момент вступает хор, и ведущий продолжает песню со вторым куплетом, поддерживая диалоговую структуру песни. По существу, песня создает лирический диалог социального, фольклорного либо задиристого, дразнящего характера, оживляя атмосферу, царящую в роде капоэйры.
Длинные, богатые по содержанию лирические поэмы "quadras" в Капоэйре Режионал и "ladainha" в Капоэйре Ангола, традиционно поются только при открытии роды, когда игроки, сидя на корточках перед беримбау, готовятся к игре. Непосредственно следующая за этим шула (chula) является диалогом с быстрыми вопросами и ответами, и, фразами "vamos embora" или "volta ao mundo", приглашает игроков войти в круг и начать игру. После этого, пока не закончится игра либо музыка, поются corridos. Если после окончания игроки решили продолжить игру, то "quadras" или "ladainha" могут быть спеты вновь.
Подобно физическим действиям, происходящим в центре роды, песни капоэйры также имеют свою собственную жизнь, которую не просто переложить в письменную форму. Они растут, изменяются и развиваются в зависимости от стиля, настроения и творческого потенциала певца.

LADAINHA
Посвящается Зумби из Палмарес / Rei Zumbi dos Palmares
Эта ладаинья посвящается Зумби, королю пальмового государства Palmares, который более пятидесяти лет возглавлял сопротивление против приверженцев рабовладельческого строя. Проблема расовой дискриминации к тому времени всe ещe не решена, и последователи афро-бразильской культуры, должны воспитывать в себе дух Зумби для защиты своих интересов. Меняются времена, меняются и формы воздействия и давления со стороны власть имущих на жизнь и желания простых людей, так что постоянно приходится искать способы противодействия им. Как говорил Местре Мораес (Mestre Moraes), "Дорога к счастью длинна. Мы должны трудиться, чтобы сократить еe через ответственность и настойчивость".