br

Зарабатывай на отзывах, не выходя из дома, на Linkum

СУПЕР-ПУПЕР, НЕ СКУЧАЙ!!!!!

Объявление

12 Добро пожаловать!

4
Мы рады вас видеть!
мы ждем вас!
ищи друзей здесь!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Истории

Сообщений 1 страница 23 из 23

1

Есть такая история…

Жил-был, поживал один мастер по восточным единоборствам, а именно по дзю-до. Так вот, любил этот мастер путешествовать, искать приключения и других мастеров, чтобы померяться с ними силами. И дошел до него слух, что есть один человек, который ложит всех подряд, и каратеистов, и борцов, и боксёров, одним словом, всех.
Но наш мастер тоже считал себя непобедимым и захотел встретиться с этим человеком. Долго он искал его, но, если сильно хотеть, то всё получится. И наступил день, когда они встретились. Мастер по дзю-до спросил у этого человека:
- Как тебе удаётся быть непобедимым? В чём твой секрет?
- Мой секрет в сюрпризах, которые я делаю противникам. А особенно, мне легко побеждать мастеров по дзю-до.

Конечно, мастер не согласился и назначил ему бой, договорились драться до потери сознания.
В первые секунды дзюдоист положил этого человека на обе лопатки, тот начал орать и стонать, что ему больно. Мастер отпустил свою хватку, встал и сказал человеку, что никакой тот не мастер, и его легко победить. И вдруг, неожиданно, человек вскочил и зарядил мастеру мощнейший удар пяткой в челюсть, от которого тот сразу отрубился.

Когда мастер очухался, то никого рядом не было, а в кармане лежала записка, в которой было одно единственное слово – «СЮРПРИЗ»

0

2

История капоэйры

Camara, donde e que vens, camara?
Друг, откуда ты держишь свой путь?

Введение

В 1500 году португальцы под предводительством конкистадора Педро Кабрала (Pedro Alves Cabral), прибыли в Бразилию. В числе первостепенных задач новоприбывших было подчинение местного населения – бразильских индейцев – для того, чтобы обеспечить португальцев даровой рабочей силой. Это предприятие быстро потерпело крах – индейцы быстро умирали в неволе или убегали в свои, находящиеся неподалеку, поселения. Тогда португальцы начали ввозить рабов из Африки. На другой стороне Атлантики свободных мужчин и женщин захватывали, грузили в мрачные суда торговцев живым товаром и посылали в кошмарное путешествие, которое для большинства сулило пожизненное рабство. Сотни, а затем тысячи африканцев прибывали, неся с собой свою культуру – самобытную и отличную от европейской – культуру не запертую в стенах музеев и библиотек, но заключенную в теле, сознании, сердце и душе; культуру, которая передавалась от отца к сыну, от посвященного новичку, из поколения в поколение. Это была candomble, религия; berimbau, музыкальный инструмент; vatapa, пища, и многое другое, проще говоря, стиль жизни. Но наибольшей частью этого огромного наследия была игра капоэйра.

0

3

Происхождение

О происхождении капоэйры – африканском или бразильском – спорят и по сей день; различные и взаимопротиворечащие теории создаются, чтобы объяснить как все началось. К сожалению, ранние дни капоэйры окутаны мраком неизвестности, так как существует всего несколько документов, относящихся к тому периоду, в которых упоминается капоэйра, и все исследования в этой области находятся в начальной стадии. Однако, чтобы лучше ощутить обстановку, в которой рождалась капоэйра, предпримем подобное ужасное путешествие, как суда, несшие человеческий груз в рабство. Давайте представим, что приземлилась летающая тарелка, прибывшая с далекой планеты. Члены ее экипажа имеют грозное и непонятное оружие. Множество людей в возникшем хаосе и кровавой резне попадают в плен. После страшного путешествия мы прибываем в наш новый дом. Здесь нас продают в рабство, и после первых дней мучительного труда мы отдыхаем в общих бараках для рабов. Мы попадаем в пеструю компанию: американский гитарист, английский боксер, бразильский ударник из оркестра самбы, китайский мастер тай-чи и африканский игрок на сват (сват – африканский музыкальный инструмент, родственный беримбау. Он состоит из большого резонатора-кабаса и музыкального лука с несколькими струнами, наподобие арфы) – и многие другие. Время идет и в редкие минуты отдыха мы начинаем проникаться культурой окружающих. Наши дети и дети наших детей рождаются и растут условиях рабства и окружения разнородных культур. Можно представить, как постепенно, по прошествии десятилетий возникает новая форма культурного проявления – танец-схватка, игра, представляющая собой смесь бокса, тай-чи, ритма самбы, американской музыки и сват. Теперь мы представляем как могла зародиться капоэйра, и каковы ее истоки: синтез танцев, боевых систем и музыкальных инструментов различных культур и различных районов Африки. Этот синтез состоялся на бразильской почве, скорее всего в Сальвадоре, столице штата Байя, в условиях рабовладения, по всей вероятности, в девятнадцатом столетии. Капоэйра также развивалась в других частях Бразилии, особенно, в Рио-де-Жанейро и Ресифи, где в девятнадцатом веке существовали сильные капоэйристские традиции. В этих городах капоэйра сохранила только ее первоначальный боевой аспект и не эволюционировала до синтеза ритуала и схватки, как это произошло в Байе. Позже, в начале двадцатого века, капоэйра в этих двух городах была искоренена силами полиции.

0

4

В оковах рабства

Примерно с 1814 г. капоэйра и другие проявления африканской культуры подвергались репрессиям, а кое-где и запрещались хозяевами рабов и надзирателями. До этого на традиции африканской культуры смотрели сквозь пальцы, а иногда даже поощряли, отчасти для уменьшения внутреннего напряжения, порождаемого рабством, отчасти, чтобы внести отчуждение между разными этническими группами африканцев, по принципу «разделяй и властвуй».

Но с прибытием в 1808 г. в Бразилию португальского короля Dom Joao IV со своим двором, после захвата Португалии Наполеоном Бонапартом, положение изменилось. Новоприбывшие осознавали необходимость уничтожения культуры народа, чтобы его покорить. Начался процесс преследования капоэйры, который достиг кульминации в 1892 г. когда ее объявили вне закона.
Почему преследовалась капоэйра? Мотивов более чем достаточно:

* Она давала африканцам осознание национальной принадлежности.
* Она вырабатывала у занимающихся уверенность в себе.
* Она способстовала образованию маленьких, спаянных сообществ.
* Она воспитывала умелых и потенциально опасных бойцов.
* Иногда рабы получали повреждения на занятиях, что было нежелательно с экономической точки зрения.

Хозяева и надсмотрщики вероятно не понимали значения всех этих мотивов так хорошо как король и придворные, однако интуитивно – той интуицией, которая присуща каждому правящему классу – они чувствовали что «что-то тут не так».

Как же, в таком случае, продолжала существовать и развиваться капоэйра?

* В жесткой специализированной форме в Рио-де-Жанейро и Ресифи.
* Как ритуал-танец-поединок-игра в Байе, где капоэйра прогрессивно впитывала другие элементы африканской культуры.
* Иногда тайком, в других местах - открыто, бросая вызов законам, призванным ее запретить.

Следует отметить, что существует и много других версий, пытающихся объяснить происхождение капоэйры. Согласно наиболее популярной из них, капоэйра это боевое искусство, замаскированное под танец, чтобы им можно было заниматься под носом у белых рабовладельцев. Она представляется малоправдоподобной, так как, с 1814 г. когда начались преследования африканской культуры, другие формы танца были запрещены вместе с капоэйрой, и не было смысла маскировать ее под один из них.

Другая теория утверждает, что во время ритуала инициации (эфендула), у народности Мукупе на юге Анголы, знаменующего достижение девушками совершеннолетия, молодые воины племени исполняют воинственный «танец зебр», или Н’голо. Этот танец якобы и является капоэйрой. Гипотеза была впервые изложена Camara Cascudo (Folclore do Brasil, 1967), но спустя год Waldeloir Rego (Capoeira Angola, Editora Itapoan, Salvador, 1968) предостерегал против безапелляционного принятия этой «странной теории» до тех пор пока не будет представлено убедительных свидетельств в ее пользу (чего до сих пор не произошло). Если танец Н’голо в самом деле существовал, то, в лучшем случае, это был только один из источников ранней капоэйры. Другие теории смешивают, без каких-либо надежных оснований, с зарождением капоэйры имя Зумби, легендарного вождя Киломбо дос Пальмарес (поселения беглых рабов). Все эти теории черезвычайно важны, когда мы пытаемся понять миф, окружающий капоэйру, но они очевидно не могут приниматься как исторический факт, согласно данным и информации, которые мы имеем на сегодняшний день. Возможно дальнейшие исследования, сделают в будущем устаревшей и теорию, предлагаемую нами, т.е., что капоэйра возникла в Бразилии, главным образом в 19 столетии.

0

5

Освобождение рабов

С подписанием Золотого Закона в 1888 г., который отменил рабство, получившие свободу негры не смогли найти для себя место в существующем социоэкономическом порядке. Капоэйрист с его бойцовскими навыками, самоуверенностью и индивидуализмом, быстро скатывались в преступную среду – и капоэйра вместе с ним. В Рио-де-Жанейро, где капоейра сформировалась исключительно как форма боя, возникли банды, терроризировавшие население. Вскоре, вслед за этим, во время перехода от Бразильской Империи к республике в 1890 г. бандформирования использовались как монархистами, так и республиканцами, чтобы выбить почву из под ног политических противников. Дубинка, стилет или опасная бритва, часто довершали эффект применения таких движений капоэйры, как рабо-де-аррайа и растейра. А тем временем в Байе капоэйра продолжала эволюционировать в ритуальный танец/борьбу/игру. Беримбау стало неотъемлемым инструментом, используемым для управления действом roda в потаенных местах, с тех пор как практика капоэйры была запрещена первой конституцией Бразильской Республики (1892). Теперь мы прибываем в 1900 г.

В Рио любой капоэйрист – белый, мулат или негр – был malandro (хулиганом) и преступником – мастером по применению не только ударов ногами (golpes), подсечек (rasteiras), атак головой (cabecadas), но и холодного оружия. В Ресифи капоэйра прочно ассоциировалась с городскими музыкальными ансамблями. Во время карнавалов, опытные бойцы сопровождали оркестры по улицам города, и когда два ансамбля встречались - драка с последующим кровопролитием были обеспечены. На переломе столетий, в Байе, капоэйрист также часто воспринимался как преступник. Тем не менее, игроки и сама игра имели все характерные особенности сегодняшней капоэйры. Преследования и стычки с полицией продолжались. Понемногу капоэйра была искоренена в Ресифи и Рио, сохранившись только в Байе. Именно этот период времени породил фигуры, ставшие легендарными в капоэйристской среде – грозных игроков, de corpo fechado, таких как Besouro Cordao-de-Ouro в Байе, Nascimento Grande в Ресифи и Manduca da Praia в Рио, которые до сих пор вспоминаются в капоэйристских песнях. Рассказывают, что Besouro жил в Санто-Амаро da Purificacao штата Байя, и что он был учителем другого знаменитого капоэйриста по имени Cobrinha Verde. Besouro не любил полицию и его боялись не только как капоэйриста, но и как мастера по владению холодным оружием, обладающего к тому же corpo fechado. По легенде, на него была устроена засада. Рассказывают, что не умея читать, он нес с собой записку с приказом убить его, думая, что это рекомендация по устройству на работу. Легенда гласит, что его убили специальным деревянным кинжалом, подвергнутым магическим ритуалам, чтобы преодолеть corpo fechado. Nascimento Grande, был самым грозным из бродяг, сопровождавших карнавальные оркестры по улицам Ресифи. По некоторым утверждениям, он был убит во время полицейских преследований в начале 1900 годов, другие говорят, что он просто переехал из Ресифи в Рио де Жанейро, где и умер в преклонном возрасте. Manduca da Praia относится к более раннему поколению (1890). Он был известен привычкой элегантно одеваться, владел, по рассказам, рыбным магазином и вел безбедное существование. Кроме того, он контролировал результаты выборов в своем районе. Он якобы имел на своем счету двадцать семь уголовных обвинений (в нападениях, поножовщине и т.п.), но каждый раз избегал суда благодаря вмешательству политиков, на которых он работал. Позднее, в 30-е годы нашего века, в Сальвадоре, Mestre Bimba (Manoel dos Reis Machado – 1900-1974) открыл первую академию капоэйры (1932) начав преподавать в своем Centro de Cultura Fisica Regional Baiano. Это стало возможным благодаря националистической политике Гетулио Варгаса (Getulio Vargas), способствовавшего распространению капоэйры как бразильского национального вида спорта. В 1941 г. Mestre Pastinha (Vicente Ferreira Pastinha – 1889-1981) открыл свою школу Capoeira Angola. Впервые в истории стало возможным обучать капоэйре и практиковать ее открыто.

--------------------------------------------------------------------------------
(Corpo fechado) (закрытое тело): Человек, который благодаря специальным магическим ритуалам, как считалось, обретал почти полную неуязвимость от различного оружия.

Несмотря на то, что Бимба открыл свою школу в 1932 году, официальное признание к ней пришло только в 1937, когда она была зарегистрирована. Следует отметить, что правительство Гетулио Варгаса разрешило заниматься капоэйрой только в определенных местах, зарегистрированных в полиции. Варгас надеялся, что капоэйра трансформированная в «спорт» поможет с раннего возраста приучать детей к дисциплине. Фактически, значительно позже, в 1955 г., он лично поздравил мастера Бимбу с превращением капоэйры в национальный вид «боевого искусства» Бразилии.

0

6

Бимба и Пастинья

Двумя центральными фигурами в капоэйре двадцатого столетия несомненно были мастера Бимба и Пастинья. Об их значении для истрии капоэйры свидетельствует тот факт, что они (всесте с легендами, окружающими их) считаются мистическими учителями всех современных капоэйристов, и многое из того, чем мы являемся или хотим стать определяется тем, чем были и что из себя представляли эти двое.

Мастер Бимба, урожденный Manoel dos Reis Machado, родился в 1900 г. Заниматься капоэйрой он впервые стал когда ему исполнилось двенадцать лет, в местности, сегодня известной как Либердаде (Liberdade), в Сальвадоре. Его учителем был африканец Бентиньо (African Bentinho), капитан мореходной компании из г. Байя. Бимба открыл школу в возрасте восемнадцати лет, но лишь в тридцатые годы в своей первой «академии» он начал обучать “региональному стилю борьбы из Байи”, получившему впоследстви известность как Капоэйра Regional. Бимба был признанным бойцом с прозвищем Trкs Pancadas (или Три Удара), так как по рассказам, ему никогда не требовалось ударять больше трех раз, чтобы закончить схватку. Тем не менее, Бимба исповедовал философию malandro «ум выше храбрости». Он любил повторять, «Quem aguenta tempestade й rochedo» («только скалы противятся буре»), что означает, если вы столкнулись с кем-то, значительно более сильным, самым разумным выходом будет обратиться в бегство; но если он последовал за вами, нужно, неожиданно обернувшись, застать его врасплох – типичный подход маландро. С открытием академии Бимбы началась новая эра истории капоэйры, когда это искусство стало преподаваться детям верхних классов населения Сальвадора. Бимба расширил ассортимент приемов включив подсечки из батука (batuque), местного вида борьбы, которым занимался его отец, новые связки ударов или гольпес лигадос. Он также создал новый метод обучения, основанный на восьми предопределенных последовательностях движений и ударов ногами для двух игроков, и на кинтура депрезада – серии бросков, в которых капоэйрист учился всегда приземляться на ноги. Он отбросил существенную часть ритуала и «игровых» аспектов, а также медленный ритм, для того, чтобы увеличить агрессивность своего стиля и сделать его более пригодным для воспитания боевого духа. Все это в совокупности с тем важным обстоятельством, что большинство его учеников принадлежало к иному социальному классу (т.е. отличались социальной базой, моральными ценностями и способом мышления от традиционных капоэйристов – выходцев из непривилегированных классов с глубоко укоренившейся афробразильской культурой), внесло свою лепту в формирование нового стиля, известного как капоэйра Regional.

Годы вслед за открытием академии были для Бимбы очень успешными. Он со своими учениками выступал в Сан-Пауло, Рио-де-Жанейро и других крупных городах Бразилии. Однако, в начале 70-х годов, разочарванный отсутствием поддержки официальных властей в Байе, он решил переехать в Гойану (город невдалеке от Бразилиа, столицы Бразилии). Там он и умер год спустя – 5 февраля 1974 г. До самого последнего дня жизни Бимба сохранял активность и был очень подвижен. В полдень он даже заланировал провести демонстрацию в своем клубе. Несмотря на его желание быть похороненным в Гойане, некоторые из старших учеников сообща перевезли его тело в Сальвадор, где он обучал капоэйре и занимался ею всю жизнь. Многие мастера создавали по его следам и начали обучать новым формам капоэйры, однако они не обладали глубиной знаний Бимбы и силой его личности, и эти нововведения исчезали так же быстро, как появлялись. С образованием стиля Регионал, традиционная капоэйра стала известна как Капоэйра Ангола. В период, когда стили Регионал и Сензала отодвинули традиционное направление в тень, Пастинья и его группа практически единственными обеспечили сохранность традиции, хотя некоторые другие группы также еще были активны.

Мастер Пастинья (Vicente Ferreira Pastinha) родился в 1889 г. По его словам, капоэйре его научил выходец из Анголы по имени Бенедито, который взял юного Пастинью под свою опеку, после того как заметил, что его избивают более старшие подростки. В шестнадцать лет, несмотря на небольшой рост, Пастинья работал кем-то, наподобие вышибалы в игорном доме, расположенном в пользующемся дурной славой районе города. Он открыл собственную академию несколькими годави позже, чем Бимба. Благодаря своей общительности и целенаправленности, Пастинье удалось создать атмосферу энтузиазма в группе и привлечь туда многих капоэйристов. Группа Пастиньи стала как-бы сборным пунктом для людей искусства и интеллектуалов, желавших приобщиться к традиционной капоэйре ангола. Пристрастие Пастиньи к афоризмам стяжало ему произвище «философа капоэйры». Одним из его любимых высказываний было «Capoeira й para homem, menino e mulher, sу nгo aprende quem nгo quiser.» («Капоэйра – для всех: мужчин, женщин и детей. Неспособен научиться только тот, кто не хочет.») Как и Бимба, он был хорошо знаком с философией маландрагем и постоянно носил с собой небольшой нож, заточенный с двух сторон. «Если бы была третья грань, я заточил бы и ее для тех, кто желает мне зла, – часто говорил он. К сожалению, власти под предлогом перестройки Largo do Pelourinho, где находилась его академия, конфисковали помещение для занятий. Хотя Пастинье пообещали выделить другое место, чиновники так и не сдержали своих слов. Конец его жизни был печален: слепой и почти в одиночестве он жил в маленькой комнатушке до самой смерти в 1981 г. в возрасте девяноста двух лет. Он оставил после себя многих учеников, двумя наиболее известными из которых являются Mestre Joгo Grande (сейчас преподает в Нью-Йорке) и Mestre Joгo Pequeno.

0

7

Капоэйра в 70-х 80-х

Этот период, помимо дальнейшего роста капоэйры в Бразилии, отмечен первыми попытками проникновения ее заграницу. Сальвадор утратил гегемонию, или, сраведливее будет сказать, стал разделять ее с Рио и Сан-Пауло, благодаря миграции элиты молодых капоэйристов в эти два крупнейших центра и развитию там собственных сильных школ. В самой Байе эра, отмеченная присутствием гигантских личностей Бимбы и Пастиньи подошла к концу. Этих мастеров и их современников сменила плеяда легендарных мастеров нового поколения, таких как Вальдемар, Кайсарас, Канджикинья, Джоао Гранде, Джоао Пекуено, Гато, Пауло дос Анджус, Леопольдинья, Суассуна и т.п. – истинных знатоков и представителей капоэйры, в том виде, как ее практиковали их предшественники.

В то время, однако, казалось, что насыщенное и драгоценное наследие капоэйры, которое они помогали хранить, быстро исчезало. Их нравственным ценностям, опыту и философии часто не находилось места в новой технологической эре и новой капоэйре, времени когда увеличилась отчужденность отдельной личности и телевидение представляет высшую форму культурного самовыражения общества. За последние тридцать лет огромные перемены произошли в самом Сальвадоре, который из овеяной мистической славой столицы превратился в центр индустрии туризма и потребления.

Все эти причины были ответственны за исчезновение традиционных roda мастера Вальдемара из окрестностей Либердаде. Многие другие мастера, недовольные изменившимися обстоятельствами, отошли от преподавания и только изредка продолжали играть. Изменилась ментальность – даже на уличных рынках редко можно было увидеть выступление хороших игроков.

С другой стороны, параллельно с угасанием традиционного стиля Ангола и уходом его старых мастеров, новое поколение учителей стиля Регионал из средних слоев общества Бразилии переживало необыкновенный успех в смысле денег, количества учеников, общественного положения и поддержки средств массовой информации.

Но несмотря на невиданный ранее рост и популярность капоэйры в бразильском обществе, кое-кто сетовал, что этот путь ведет безвозвратной утере чего-то очень важного. Капоэйрист Муниз Содре (Американо), относящийся к «старой гвардии», предостерегал от таких изменений в своей статье «Бразильское искусство тела». Капоэйра, «в том виде, как ее практиковали старые мастера, была нацелена на сопротивление репрессиям. Игра являлась инструментом разрушения серьезности концепции искусства, установленной невротической системой, известной под именем культура». Он продолжает: «Капоэйре сегодня противостоят более изощренные и могучие противники: туризм, изменяющий ритуал в шоу, и педагогическая одержимость, пытающаяся сделать из игры и искусства спорт с правилами и ограничениями».

0

8

Традиции

Menino escuta esta toada;
O lance certo muitas
vezes esta errado.
Na roda, quem ja esta classificado
Leve sempre o sorriso que desanuvia
O labio, ou entao um rosto
Que a como uma charada.

Парень, послушай эту песню;
что кажется верным,
так часто ошибка.
Кто знает толк в рода,
того губы готовы
сложиться в улыбку,
но все же таится
в уголках их загадка.

(“Menino escuta esta toada” – Нестор Капоэйра)

O jogo (игра)

Представьте, что вы находитесь в Сан-Сальвадоре, столице Байи, мистическом центре афробразильской культуры. Проходя брусчатыми улицами старой части города, вы можете ощущать пульсирование энергии, пришедшей из Африки столетия назад – энергии, которая и сегодня пронизывает всю культуру и повседневную жизнь Бразилии. Погода жаркая и солнечные лучи отражаются в синезеленых водах Bahia de Todos os Santos залива Всех Святых. Светлоголубое небо ошеломляюще контрастирует с пастельными красками зданий, выстроившихся в улицы. Все заполнено людьми – в отличие от многих из современых городов здесь почти нет машин. Улицы это просто место для прогулок, где люди встречаются, болтают, флиртуют или просто слоняются и смотрят на толпу из одного из многих баров, открытых на тротуарах.

Углубляясь в улицы вы внезапно слышите странный звук, едва слышимый на фоне говора и смеха. Вас влечет эта гипнотическая музыка и вы идете вслед за ней по кривым улочкам. Повернув за угол вы натыкаетесь на небольшую группу, разместившуюся кругом. Мужчины, женщины, подростки и дети, все кажутся поглощенными тем, что происходит в центре. Вам удается протиснуться сквозь толпу до небольшого просвета в центре. Его oкружают несколько мужчин хлопающих в ладоши в ритме музыки. На некоторых из них нет рубашек и мощные очертания торса говорят о том, что они серьезно занимаются какой-то формой физических упражнений. В то же время, исходя из их манеры держаться, вы интуитивно понимаете, что эти люди представляют какую-то боевую культуру, возможно даже боевое искусство. Напротив них расположился ансамбль – являющийся источником того насыщенного звука, который привлек ваше внимание: трое мужчин стоят бок о бок, играя на длинных инструментах в форме лука (беримбау), четверо других играют на различных инструментах, в том числе на бубнах (пандейру) и барабанах-конга (атабаку).

Вы заинтригованы и сконфужены. Чему вы невольно стали свидетелем? Это что, танец, или какой-то странный религиозный ритуал? Ну что же, я вас поздравляю, вы впервые оказались в капоэйристском кругу - рода.

0

9

Рода (круг)

Присмотримся ближе. Кто-то затягивает пронзительную грустную песню, которой остальные внимают в молчании. Двое мужчин присели на корточки возле беримбау, обращенные лицом друг к другу, их головы опущены. Кажется, что они поглощены своими мыслями или какой-то формой медитации. Они поднимают головы к солисту, продолжающему «выводить» ладаинью. Хор реагирует соответственно, по мере того, как энергетический уровень и магнетизм roda нарастают. Пение и медленный гипнотический ритм Ангола начинают овладевать двумя игроками. Их мысли свободны от посторонних идей. Они чувствуют себя ровестниками тому древнему ритуалу, в который они погружаются. Двое касаются земли руками, чертя на ней магические знаки – стилизованные линии, которые «закрывают» тело и укрепляют дух. Солист продолжает петь ладаинью, а затем, подает сигнал, по которому начинается игра капоэйра.

Два игрока в знак почтения касаются ладонями земли у подножия беримбау. Не вставая они поднимают свои тела на полусогнутых руках, их головы почти касаются земли, а ноги балансируют в воздухе. Не спеша, сохраняя полный контроль над своими телами, они возвращаются в исходное положение лицом к лицу. Игра началась.

Каждый из них осознает, что перед ним больше нет его друга или партнера по занятиям, вместо этого он оказался лицом к лицу с загадкой, оборачивающейся непредсказуемыми и опасными сторонами в последующем диалоге тел. Этот диалог слагается не из слов, а из движений – прощупывающих, атакующих, защитных, обманных – вопросов и ответов в таинственном диалекте капоэйры. Игроки скользят к центру roda, касаясь земли только ступнями и ладонями. Их расслабленные и кажущиеся ленивыми движения контрастируют с сосредоточенным выражением глаз. Запевала закончил речитатив, известный как ладаинья; среднее и меньшее беримбау – медио и виола – накладывают импровизации на базовый ритм, создаваемый бас - беримбау, или гунга.

Двое игроков осознают все окружающее – звучание трех беримбау, бой атабаку, звон пандейро. Они наблюдают друг за другом без усилий стоя на головах, делают движения, приводящие на ум кобру, кошку или дельфина. Они целиком живут мгновением. Все их прошлые и настоящие проблемы перестали существовать. Они созерцают с кристально-чистым сознанием и фотографическим спокойствием как кто-нибудь, сидящий на высоком берегу и всматривающийся в морскую гладь.

Один из музыкантов, играющих на беримбау начинает новую песню, по-прежнему в медленном ритме Ангола, и хор следует за ним. Такое впечатление, что вся энергия roda концентрируется и передается паре игроков в центре круга. Уровень энергии продолжает расти. Один из игроков приближается, медленно и осторожно, и выполняет атакующее движение; другой ускользает с пути удара проходя под бьющей ногой. Несмотря на кажущуюся медленность движений оба игрока настороже. Внезапно, один из них бросает ногу в ударе молниеносном как щелканье бича. Для его соперника, однако, это не оказывается неожиданным, он без усилий уклоняется. Один игрок делает оборот на пятках и останавливается с поднятой рукой. Второй приближается к нему стелясь над землей, придерживает руками ногу своего противника, чтобы предотвратить любое коварное действие. Он осторожно приподнмается и переходит к контролю руки, касаясь ее ладонью. Так вдвоем они ходят вперед и назад, как в каком-то странном брачном ритуале. Наконец один из игроков прерывает пассо-а-дуас(шамада) внезапным быстрым ударом ноги, но второй успевает отклониться и вот он уже на безопасном расстоянии.

Теперь беримбау играют боле быстрый ритм, называемый So Bento Grande, и игра начинается из положения стоя. Игроки раскачиваются, делают выпады и ложные движения. Удары наносятся быстро, с большой силой и неожиданно. Защищаются от них уклонами, часто переходящими в контратаки – ударом ноги или опрокидыванием на землю. Вдруг, без предупреждения, кто-то из игроков поворачивается, замирает и осторожно приблизившись к партнеру обменивается с ним рукопожатием: эта игра закончена. Но другая пара уже склонилась под беримбау; они обмениваются формальными приветствиями и вот уже началась новая игра, и беримбау снова контролирует ее ритм и скорость.

--------------------------------------------------------------------------------
Игроки могут войти в пассо-а-дуас (шамада) используя множество способов, которые применяются в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальных особенностей капоэйриста. Движения с одной стороны строго ритуализированы, а с другой – оставляют большой простор для импровизации. Для адекватного реагирования в данных обстоятельствах требуется значительный опыт пользования малисия и глубокое понимание основ джого.

Смысл пассо-а-дуас также разнится, в зависимости от того на каком уровне пытаться осознать ее:
- Объективно, это способ получить передышку во время игры, или разрушить динамику игры противника (что-то вроде тайм-аута в баскетболе).
- С точки зрения единоборств, начинающий пассо-а-дуас вынуждает другого игрока идти на сближение не зная чего ожидать. Подобный тип психологического давления перед схваткой часто можно наблюдать в ситуациях реальной жизни.

В философском смысле пассо-а-дуас учит, что являясь на встречу от которой зависит перспективная работа, любовь или удачная покупка новой машины, нужно держаться спокойно и уверенно, но в то же время следить за собеседником, чтобы не остаться в дураках. Кроме того, становится понятным, что самые критические моменты в любом общении это установление первого контакта и окончательный разрыв. Пассо-а-дуас содержит все перечисленные аспекты, однако наблюдая за ней лишь очень немногие люди по-настоящему осознают, что происходит.

Вольта до мундо. Часто можно видеть как один из партнеров внезапно прекращает игру и начинает шагом или трусцой обходить круг. Другой осторожно следует за ним не зная, что последует дальше: неожиданная атака или приглашение возвратиться к беримбау и начать игру заново.

0

10

Игра, схватка или танец?

Вопрос, которым вы задавались, бросив первый взгляд сквозь толпу остается неотвеченным: это бой или танец? Или, может быть, это была лишь игра – джого? Ответ, разумеется, будет – все это, и много больше. На капоэйру со скрипом налазят знакомые ярлыки – танец, боевое искусство, единоборство и т.п..

Для наших умов, сформированных европейской культурой, привыкших к расчленению объектов изучения на составные части и классификации их в соответствии с определенными специфическими категориями, сложно ухватить и понять, что собою представляет явление «капоэйра». Но если на время снять шоры нашего интеллектуального сознания и просто понаблюдать за игрой в центре рода, мы, может быть, интуитивно, ощутим смысл происходящего: так в детстве каждый бывал поглощен игрой с приятелями, в которой правила изменялись на ходу. Ключевые слова тут - изобретательность, импровизация, фантазия, красота и воображение. Но это не все. Столь же важны ритуал, опасность и временами даже жестокость.

Теперь, после того как мы впервые понаблюдали за капоэристским roda и даже попытались с наскока определить понятия, давайте углубимся в предмет немного дальше и рассмотрим три уровня капоэйры.

0

11

Три уровня игры

Деление на три, издавна было распростаненным способом анализа целого: Фрейдисты говорят об эго, суперэго и индивидууме. Индуисты говорят о Брахме, Вишну и Шиве. Христиане говорят об Отце, Сыне и Святом Духе. Давайте же и мы в дидактических целях разделим капоэйру на три уровня. Следует помнить, что три этих уровня сосуществуют одновременно. Тем не менее, каждый определенный индивидуум, в зависимости от его наклонностей, знания игры и уровня зрелости, проявляет себя в каком-то из этих аспектов сильнее, чем в остальных.

Первый уровень охватывает физические отношения: рукопашный поединок, танец и соперничество. На этом уровне важно быть в отличной физической форме, владеть отточенной техникой ударов ногами, быть подвижным и иметь хорошую реакцию. На этом уровне капоэйра это эффектная игра для мастеров рукопашного боя. Большинство практикующих стиль капоэйра Региональ развивают этот аспект в высочайшей степени, часто за счет двух остальных граней искусства.

Игрок, живущий исключительно на этом уровне, пренебрегает ритуалом игры и игнорирует корни капоэйры. Все, что его интересует, это играть в капоэйру руководствуясь четкими методическими правилами, причем часто это сопровождается проявлениями излишней агрессивности. Он мыслит только в категориях выигрыша и проигрыша, беспокоится о том, что другие подумают о нем и как он выглядит со стороны.

Но с течением времени, философская суть игры начинает проясняться в сознании начинающего, он замечает существование второго уровня игры – который присутствовал все это время, но только сейчас стал ощутим и понятен для него. Первым шагом в понимании этого второго уровня является осознание malicia, познание людей, жизни, страданий, побуждений и фантазий человеческих существ. На этом этапе начинают происходить странные вещи. Во время игры приходит чувство, что все это уже было, дрожь пробегает по спине сверху вниз когда вы слышите звуки беримбау. Новичок исподволь начинает познавать ритуал капоэйры: ее музыку, песни, передававшиеся от поколения к поколению, жизненную философию старых мастеров. Вдруг происходит сдвиг и это уже больше не хобби, а часть вашей повседневной жизни. Выигрыш или проигрыш больше не кажутся вам такими важными как раньше, вы воспринимаете капоэйру как единое целое, как нечто, что необходимо сохранить для будущего.

Со временем вы становитесь для других авторитетом, на вас смотрят как на мастера, но сами вы понимаете, что вы все тот же новичок. Вы начинаете замечать как занятия капоэйрой изменяют вас и вашу жизнь, замечать те возможности, которые она предоставляет - встречаться с новыми людьми, быть принятым в новые социальные круги, путешествовать не как турист, а как капоэрист. Вы также видите какой защитой она может быть и какие требования одновременно налагает на вас. Вы начинаете размышлять о капоэристах прошлого, о наследственной связи между мастером и учеником. Временами кажется, что игра это не просто игра, а нечто большее - как если бы она была отражением самой жизни, образом отношений различных людей друг с другом, несущих отпечаток индивидуальности каждого из них. В сответствии с такой точкой зрения, капоэйра это школа, где преподают специальное знание: как вести себя по отношению к другим и играть с каждым из них игру жизни. Вы испытываете раздражающее ощущение, что вам вот-вот откроется что-то важное, как будто не можете вспомнить имя, вертящееся на кончике языка. И тогда проходят десять, двадцать, тридцать лет. Вы теперь мастер. Между вами и капоэйрой не осталось отличий: вы живете ею, вы одно и тоже.

Вы обрели проницательность взгляда, и способны моментально понять, что происходит между двумя игроками не только на физическом уровне, но также на ментальном и духовном. Вы больше не чувствуете необходимости неустанно проверять себя в новых и незнакомых родах, меряться силами с известными игроками. Вы уже делали это, видели как "мир вращается" снова и снова, и вы создали сообщество товарищей camaras, молодых и опытных игроков, объединенных с вами духовными узами, с которыми вы встречаетеся снова и снова на дороге жизни. Или, может быть, роковое стечение недоброжелательных поступков и конфликтов вашей молодости, привело вас в более поздние годы одиноким волком, которого уважают и которым восхищаются молодые и неопытные, но избегают ровесники, не желающие иметь с вами ничего общего.

В любом случае, вы получаете, в большей или меньшей степени, доступ к третьему, и последнему уровню, который присутствовал с тех пор, как вы впервые услышали звуки беримбау, но который только сейчас проявил себя ... нечто, чему можно дать название "мистерия и обманчивость игры жизни", о чем старые мастера рассказывают анекдоты и забавные истории друг другу, но никому больше, так как здесь нечего сказать тому, кто не поймет.

0

12

Malicia (малисия)

Термином malicia капоэристы обозначают характерное свойство, неизменно присутствующее в игре капоэйры. Malicia здесь употребляется не в своем словарном значении «злобность», а как смесь необходимой жестокости, умения быстро оценивать ситуацию и тщательной защиты.

Можно выделить два аспекта понятия. Первый это знание эмоций и побуждений – агрессивности, страха, гордости, тщеславия, запальчивости и т.п. – определяющих поведение каждого человеческого существа. Второй это разпознавание проявлений этих черт в другом игроке, и следовательно, умение предвидеть его дальнейшие действия, как в рода так и в повседневной жизни. Игрок-malicioso способен уклониться от удара противника и приготовиться к контратаке или броску прежде, чем тот закончит (тот что начал) свое движение. В обыденной жизни он должен уметь распознавать реальную сущность только что встреченных людей, сокрытую под маской общепринятого поведения.

По-другому malicia определяют, как обман или введение в заблуждение противника, рассчитывающего, что вы сделаете одно, когда на самом деле вы собираетесь сделать нечто совершенно другое и неожиданное. Развитие malicia - это никогда не кончающийся процесс, который стимулируется участием в игре, наблюдением за игрой других и наблюдением происходящего в вашей повседневной жизни и жизни других людей.

Malicia порой называют также mandinga, хотя последнее слово имеет более широкое значение, и подразумевает понимание основных природных стихий и знание, как использовать их при помощи определенных магических ритуалов. Хотя понимание malicia и mandinga требуется, чтобы считаться капоэйристом, у многих игроков за другими занятиями это уходит на другой план. Они забывают популярную бразильскую поговорку, гласящую «malandro demais se atrapalha», означающую, что если кто-нибудь пытается быть слишком умным или словчить, вместо того, чтобы ввести в заблуждение противника, он только вводит в заблуждение самого себя. Они теряются, вступая в контакт с обладателем такого знания. Их наваждением становится стремление быть умнее других, сильнее других, быть знаменитым и иметь положение в обществе. При этом они забывают, что все мы принадлежим к одному кругу-рода, должны оставаться друзьями, получать удовольствие от общения и доставлять его другим для того, чтобы наиболее полно ощущать пульсацию жизни.

0

13

Maculele (макулеле)

Афро-бразильский танец, созданный рабами с тростниковых плантаций. Тростник убирали с помощью длинных ножей-мачете, и исходно танцовщики макулеле тоже держали в руках ножи. Сейчас ножи в целях безопасности обычно заменяют на деревянные палочки, но это не мешает макулеле оставаться удивительно захватывающим танцем-сражением. Существует легенда о том, как появился этот танец. В маленькой деревушке на севере Бразилии жил юноша по имени Макулеле. Юноша был так слаб, что мужчины никогда не брали его с собой на охоту. И вот, в один прекрасный день, когда все мужское население отправилось охотиться, а Макулеле, как обычно, оставили в деревне в компании женщин, детей и стариков, на деревню напали враги. Их было очень много, но Макулеле не растерялся. Он выпил волшебного напитка журемы, взял две палочки и убил всех врагов. С тех пор в своей деревне его стали считать героем, а его схватку с врагами изображают в танце.

0

14

Песни
Песни - это не только аккомпанемент к ритмам беримбау, коллективное пение важно для создания в рода необходимого уровня энергии, требуемой для игры, кроме того это возможность выразить себя наиболее полным образом.

Среди трех основных типов песен (шулас) – ладаинья, куадрас и корридос – можно найти методическии серии, кодекс поведения и основы философского мировоззрения. Сольная песня-ладаинья обычно “открывает” или начинает рода. Она наиболее типична для капоэйры Ангола. За ладаинья следует вторая часть, которой отвечает хор. Куадрас, представляют собой четырехстишья, начинаемые солистом и подхватываемые хором. Корридос, это одно- или двухстишья, также запеваемые солистом и продолжаемые хором.

Если верно, что, как говорят старые мастера, беримбау учит, то его наставления адресованы самым глубоким слоям человеческого сознания. Но в песнях мы обнаруживаем еще один, более рациональный способ обучения, базирующийся на жизненном опыте старших игроков.

Нестор Капоэйра

0

15

Музыкальные инструменты

Для Капоэйры, в отличие от многих других боевых искусств, музыка, пение, ритмы имеют очень существенное значение. Без них игра просто невообразима, ведь музыка, тела игроков и их игра являются единым целым. Музыка помогает объединять тело и разум капоэйриста, заставляя его непрерывно перемещаться и, тем самым поддерживать игровой характер происходящего. Скорость, качество и интенсивность музыки определяют движения игроков. Ибо двигаясь в соответствии с ритмом, игрок предотвращает превращение искусства в примитивную и откровенную агрессию. Хороший игрок должен учиться сохранять равновесие между эстетическими и атлетическими, артистическими и боевыми аспектами искусства одновременно. Сливаясь с ритмами, созданными музыкантами, капоэрист наполняется силой. Двигаясь одновременно в ритме танца и борьбы, он часто находит в себе новые, скрытые до сих пор возможности или получает силу (позитивную энергию), для описания которой точнее всего подходит слово «АШЕ» (термин из Религии Кандомбле - Африканской религии, окончательно сформировавшейся только в Бразилии). Музыка Капоэйры, как и многие другие искусства, родина которых Африка, сочетает в себе естественное и сверхъестественное, природную силу и энергию, предоставляя людям простой язык, с помощью которого можно общаться с богами и духами. Музыка нужна и для того, чтобы вдохновить игроков на более интенсивное взаимодействие, и для того чтобы успокоить их пыл, когда игра становиться слишком «горячей». Капоэйра без музыки вряд ли возможна. Инструменты для мастера капоэйры являются предметами силы, с помощью которых он поддерживает незримую связь с игроками и зрителями, с помощью которых он способен рассказать историю и погрузить каждого из игроков в невообразимый мир. Изменяя ритм музыки, мастер руководит действиями капоэйристов. Песней он может льстить, критиковать, осмеивать, хвалить или вызывать игроков. Инструменты, используемые в Капоэйре, в основном африканского происхождения, но только на бразильской земле они окончательно преобразовались и приобрели неповторимый вид и звучание.

Оркестр капоэйристской рода складывается из следующих основных инструментов: беримбау, атабаку и пандейру. Он может включать в себя и другие инструменты, котрые часто присутствуют во многих рода, хотя и не являются необходимыми, это реко-реко и аго-го (коровий колокольчик). Традиционная рода стиля Ангола обычно требует трех беримбау (тенор, альт и бас), одного или нескольких бубнов-пандейро, а также атабаку, реко-реко и аго-го. Однако, в зависимости от рода и ритуалов, практикуемых конкретным мастером, в некоторых случаях игра проходит без трех последних инструментов.

0

16

Беримбау (berimbau)

Существует много преданий, связанных с беримбау.

Мастер Пастинья рассказывает как в старые времена, на торце инструмента укреплятлось обоюдоострое лезвие, делая его опасным оружием: “В момент истины оно могло из музыкального инструмента превратиться в вариант боевой косы.» Таким образом в инструменте, как и в самой игре капоэйры сочетались два антагонистических полюса: музыка и смерть, танец и схватка, красота и жестокость.
Рассказывалось, что в некоторых районах Африки на беримбау запрещалось играть молодежи, пасущей скот; считали, что его звук может увести душу неопытного ребенка – «в страну откуда нет возврата».
На Кубе этот инструмент, носящий название бурумбумба, используется для общения с духами мертвых прародителей (эгунами) на церемониях некромантии.
Звуки беримбау также использовалось во многих областях Африки и Бразилии 19 века, как аккомпанемент песням, повествованию и стихам.
Беримбау создает соответствующий настрой, устанавливает ритм и характер игры внутри рода. Как говорят старые мастера, «беримбау учит».

Наряду с хлопанием в ладони, пением, пандейро и атабаку, беримбау воздействует на поведение игроков в рода. Или, если предпочитаете, все это привлекает к рода силы и энергии, варьирующиеся в зависимости от избранного ритма.

Беримбау изготавливается из деревянного прута, длиной до полутора метров и 2 – 2,5 см в диаметре. На более широком торце вырезается небольшой выступ, где закрепляется стальная струна. На другом торце устанавливается набойка из плотной кожи, чтобы предотвратить расщепление дерева струной. Струну в наше время обычно изготавливают из корда старых автопокрышек (в древности для этого использовались сухожилия и внутренности животных). Высушенная, полая тыква, носящая португальское название кабака, служит в качестве резонатора, усиливающего звучание инструмента. Широкое круглое отверстие проделывается в том месте, где тыква прикреплялась к стеблю. С другой стороны просверливаются два небольших отверстия, через которые продевают веревочную петлю, с помощью которой тыква крепится на луке. Беримбау обычно держат левой рукой, вместе с камнем, монетой или металлическим диском (винтем). В зависимости от того, касается ли винтем металлической струны, инструмент производит одну из двух нот. Беримбау издает звук при ударе по струне деревянным прутиком (банкета), длиной около 30 см. Палочку зажимают в правой руке. В ней же держат погремушку (кашиши) – коробочку, сплетенную из соломы, внутрь которой насыпаны сушеные бобы или мелкая галька. Шуршащий аккомпанимент кашиши обогащает и придает текстуру звучанию беримбау. Изменяя расстояние между резонатором инструмента и своим животом, игрок добивается нескольких различных модуляций двух базовых нот. В идеале в рода должны присутствовать все три типа беримбау. Мастер Бимба обычно использовал только один беримбау в рода, например на своей пластинке «Curso de Capoeira Regional», когда он задает песенную тему в сопровождении хора, можно слышать, что его беримбау исполняет партию медио (базовый ритм Сао Бенто Гранде, с несколькими основными вариациями, повторяющимися снова и снова). Однако между песнями Бимба импровизирует как если бы он играл на виолинья.

Berimbau gunga (беримбау гунга) — беримбау с самой большой кабасой, он держит ритм. Гунга имеет самый глубокий тембр и играет роль баса, он держит ритм и ведет основную тему. Гунга также является самым большим из трех беримбау.

Berimbau medio (беримбау медиу) или де сентро (центральный) — беримбау с кабасой среднего размера, который также держит ритм и дополняет гунгу, играя при этом ритм, обратный основному. Является средним из трех беримбау по размеру и диапазону.

Berimbau viola (беримбау виола) — беримбау с самой маленькой кабасой, который используется для ритмических импровизаций. Виола имеет самый звонкий тембр и отвечает за синкопирование (перемещение сильной доли на слабую) и импровизацию в музыке. Беримбау виола считается самым трудным для освоения и игры на нем.

Использование трехэлементной структуры звучания вообще характерно для африканской музыки. Мы находим это в кандомбле (афробразильская религия), где пользуются тремя барабанами, с той оговоркой, что там импровизирует инструмент с самым низким тембром. Это встречается и в западной музыке, корни которой уходят в африканскую культуру, такой как внук блюза, рок-н-ролл с гитарами бас, ритм и соло. Богатство и сложность ритмов перерастают ограничения музыкального инструмента – когда беримбау находится в руках опытного игрока, никто не заподозрит, что он имеет всего две ноты. Движения игроков в центре рода отражают ритм исполняемой мелодии. Послушная этому ритму игра может быть медленной и коварной, быстрой и агрессивной или открытой и гармоничной. Существует множество мелодий для капоэйры. Некоторые из них универсальны, например, Ангола, Сао Бенто Пекуэно, Сао Бенто Гранде. Другие характерны для отдельных районов или были созданы известными мастерами. Это относится к ритмам, исполняемым в стиле капоэйры Региональ, которые сочинил мастер Бимба – Сао Бенто Гранде (де Регионал), Кавалрия (де Регионал), Иуна, Амазонас и т.п..

0

17

Пандейру (pandeiro)

Как считают некоторые, пандейру также был завезен в Бразилию из Африки, однако, скорее всего, он имеет индусское происхождение, и является одним из древнейших инструментов ''Старой Индии''. Так или иначе, пандейру был завезен португальцами на континент во время первой процессии Тела Христова, имевшей место в штате Байа 13 июня 1549 года. Именно с того времени, африканцы использовали пандейру на празднествах. На Кубе по сей день есть специальные пандейру, используемые для восхваления африканских богов Ориша (Orixas).

0

18

Атабаке (atabaque)

Название "атабаке" - арабского происхождения. В средние века этот инструмент был широко распространен и использовался на гулянках, в играх и музыкальных мероприятиях. Атабаке был известен по всей Африке и в дальнейшем был завезен в Бразилию португальцами. С тех пор он стал использоваться на религиозных праздниках и обрядах. Это стало причиной того, что капоэйру в течение некоторого времени связывали с африканской религией Кандомбле.

По виду атабаке похож на конгу, но конга более "круглобокая", а атабаке более вытянут по сравнению с конгой, он уже и выше. Традиционно на барабан натягивается кожа вола с помощью канатов, которые снизу прикрепляются к металлическому обручу. Обруч же подбивается деревянными клиньями. Клинья служат для регулировки натяжения кожи, т.е. для подстройки инструмента. В последнее время, распространена натяжка кожи при помощи обруча с винтами, что гораздо упрощает настройку инструмента. В наше время, наряду с деревом, для изготовления атабаке может применяться и стекловолокно. Это нововведение сильно упрощает процесс изготовления инструментов и также влияет на его стоимость, но вряд ли может отобразить всю красоту и тембр деревянного атабаке. Кроме бочкообразной, встречаются также атабаке и конусной формы.

В роде капоэйры обычно используется только один атабаке, но на религиозных праздниках, на макулеле используют несколько атабаке, которые различаются по размеру и, соответственно, по высоте тона. Из них, самый низкий по тону, басовый атабаке называется Atabaque Rum, средний - Atabaque Rumpi и самый высокий по тону, наименьший по размеру - Atabaque Le.

0

19

Агогу (agogo)

Агогу — бразильское или нигерийское название двойного колокольчика, на котором играют стальной палочкой. В нигерийских ритмах, он обычно играет основные партии, тогда как в бразильской самбе, для него есть сотни вариаций, а также солирующие партии.

0

20

Реку-реку (reco-reco)

Реку-реку — бразильское название трещотки, изготовляемой из различных материалов, включая металл, бамбук, тыкву и дерево. В северо-восточной Бразилии музыканты-ремесленники вывели изготовление и музицирование на реко-реко на достаточно высокий уровень.

0

21

.                                                                                         "Мастера Капоэйры"

Местре Бимба - выдающийся Местре капоэйры, основавший стиль Режионал. Его имя знает каждый, кто занимается капоэйрой. Благодаря Бимбе капоэйра вышла из тени и стала достоянием бразильской многоклассовой и многорорассовой нации, его культурным наследием. Практикуя капоэйру, Бимба решил открыть ее для широких масс. Тем более, что в это время национальная идеология народной культуры и ее проявлений получила широкое распространение.

Manoel dos Reis Machado (Мануэль душ Рейш Машаду), более известный как Mestre Bimba (Местре Бимба), родился 23 ноября 1900 года в квартале Engenho Velho de Brotas (Энженьо Вельо де Бротас) в городе Salvador (Сальвадор), Bahia (Баия - штат Бразилии). Его отец - Luis Candido Machado (Луис Кандидо Машаду) - известный баианского чемпион Batuque (батуки - игра, похожая на капоэйру, где два оппонента стоя один напротив другого пытаются сбить с ног соперника, давая пинки друг другу), а мать - негритянка Maria Martinha do Bomfim (Мария Мартинья ду Бонфим).

Свое прозвище Мануэль получил еще будучи не рожденным в результае пари между его матерью и акушеркой принимавшей роды. Когда донна Мария была беременна, то считала, что произведет на свет девочку. Акушерка же считала, что родится мальчик. Тогда заключили пари. Акушерка, увидев, что родился мальчик, воскликнула: "Это мальчик, взгляни на его bimba!" (на португальском жаргоне Бразилии "bimba" обозначает "мужской половой орган", при этом не является оскорбительным словом).

Мануэль начал изучать капоэйру в родном городе в возрасте 12 лет на улице Boiadas (Боиадас), сегодня квартал Liberdade (Либердади). Он был учеником Bentinho (Бентиньо), одного африканца, капитана Баианского Судоходства, практикующего стиль капоэйра ангола. В то время капоэйра все еще оставалась вне закона согласно принятой в 1892 году первой Конституции Бразилии.

Мануэль не имел формального образования, но обладал сильной внутренней энергией и огромной харизмой. Ему удалось многое, а главное - он сумел добиться легализации капоэйры и ее распространения по Бразилии и всему миру.

Местре Бимба сделал для капоэйры нечто большее, чем просто структуризировал и обобщил знания о ней. Местре Бимба преподавал капоэйру ангола более десяти лет. Со временем возникла идея трансформации капоэйры, которая включала в себя как сугубо физические аспекты, так и культурные. Бимба изменил как саму методику преподавания, так и качественно повысил боевую эффективность действий капоэриста. Бимбе удалось систематизировать тренировочный процесс, добавить в традиционную анголу новые высокие удары и разработать новую тактику ведения боя. Бимба так же изменил набор музыкальных инструментов, которые аккомпанируют игре, разработал новые ритмы беримбау.

В 1932 году Бимба основал первую школу, специализированную на капоэйре. К этому времени он уже развил собственный стиль капоэйры. В 1937 году его школа была зарегистрирована как Centro de Cultura Física Regional (Региональный центр физической культуры), а с 1939 по 1942 год он уже преподавал режионал в казарме CPOR "Centro de Preparação de Oficiais da Reserva do Exercito" (ЦПОРА "Центр подготовки офицеров резерва армии"). Военные методы оказали свое влияние на методику преподавания режионал в физических упражнениях и жесткой дисциплине. В 1942 году Бимба торжественно открыл свою вторую школу в Terreiro de Jesus (Террейро де Жезус).

Разработанный Бимбой метод изучения капоэйры и новый стиль стали настолько эффективными, что их признали самыми практичными и совершенными. Не даром он стал всемирно известным. Для многих известных личностей политической и общественной жизни Баии знать Бимбу лично, обучаться у него было очень почетно.

Некоторое время Бимба пытался приспособить капоэйру к спорту и очертить в ней рамки правил. Бимба даже неоднократно побеждал, выходя на ринг с представителями других боевых искусств. В 1936 году Бимба вызывает бойцов любых боевых искусств на поединок. В результате этого он проводит четыре поединка с наиболее известными бойцами в Бразилии и побеждает во всех четырех. Благодаря этому он смог заявить о капоэйре и поднять ее престиж. Но капоэйра настолько многогранна, что просто не может иметь правил, как другие боевые искусства. Местре Бимба понял, что нельзя ввести хотя бы какие-то правила, кроме существующих негласных правил этикета и манеры ведения боя. Взамен этого Бимба сделал акцент на культурном и духовном аспекте капоэйры.

В последний раз Местре Бимба в Баие посетил зал факультета архитектуры УФБА (Федеральный университет Баии) в 1973 году. После этого Бимба отправился в Гоианию, поверив в обещания большего признания и лучшей жизни. В то время Бимба испытывал материальные трудности и поэтому добровольно расстался с Сальвадором и поехал жить в Гоянию. Но его планам так и не суждено было сбыться. Через год, 5 февраля 1974 года мастер Бимба умирает в Клинической больнице федерального университета Гоянии после кровоизлияния в мозг. Чтобы почтить память великого Местре, школы Баии были закрыты на протяжении семи дней.

Местре Бимба был отличным учителем, отцом. У него было 10 детей. Его сын в возрасте 14 лет после смерти отца принял на себя бразды правления в Академии Местре Бимбы. Сейчас он известен как Местре Ненель и возглавляет школу Filhos de Bimba (Филюс ди Бимба - "Дети Бимбы"). Те, кому повезло стать учеником Местре Бимбы, помнит его строгость во всем. В Академии Бимбы существовали жесткие правила, которые известны как "9 заповедей бимбы". Их соблюдение и сегодня делает честь любому капуэристу.

В школе висела доска, содержащая эти самые 9 заповедей, охватывающие технические и дисциплинарные аспекты.

Местре Бимба принимал в свою школу только тех учеников, которые имели работу, были студентами учебного заведения или занимались каким-то общественно полезным делом. Школа Бимбы действительно по праву должна называться школой. Здесь существовали такие же порядки, как и в любом учебном заведении. У Бимбы был метод обучения, уроки, система оценивания. Занятия и учебные роды производились в установленное время согласно расписанию. Велись книги учета посещаемости, контроля ежемесячных платежей. По завершению первой специализации Местре Бимба вручал своим ученикам красный шерстяной платок, второй специализации - желтый, а по завершению всего курса - синий. Сегодня у большинства школ существует несколько иная система поощрения и оценки знаний. Оценкой мастерства и фактически доказательством уровня знаний учеников является cordгo (кордао - "шнур") того или иного цвета.

"Esquenta Banho" ("Искента баню" - "Грей ванну") - это было своеобразным знаком, которым Местре Бимба давал своим ученикам знать, что можно было играть быстро без аккомпанемента инструментов после занятия. Это выражение родилось после занятий, когда Бимба заставлял учеников принимать быстрый холодный душ, потому что бак для воды был маленьким.

Местре Бимба разработал 8 sequences de Mestre Bimba ("8 последовательностей мастера Бимбы"), которые представляли собой последовательности атакующих и защитных действий соперников, состоящие из 17-ти базовых элементов. Также Бимба разработал Cintura Desprezadas (Синтура дешпрезадас) - комплекс парных упражнений, которые обучали приземляться на ноги во время бросков. Последовательности Местре Бимбы и синтура дешпрезадас изучают и по сей день в школах режионал. Бимба разработал ритмы для беримбау, которые исполняются в определенных случаях и имеют свое значение. До этого в основном исполнялись традиционные ритмы, такие как Angola.

Сам Местре Бимба был выдающимся бойцом. Его прозвище было "3 pancadas" ("три удара"), потому что Бимбе было достаточно 3-х ударов, чтобы сразить противника. Он готовил своих учеников к победе в любом бою. Бимба сознательно и под строгим контролем привносил агрессию в образовательный процесс своих учеников. Он считал, что лучше его ученики проявят свои силы в стенах академии, чем на улице. Одним из важнейших элементов этого учебного процесса был сложный экзамен "colar de forca" ("колах ди форса" - "ожерелье силы"), который должны были пройти все ученики, претендующие на высокую степень мастерства. Требования, которым должен был отвечать претендент, были настолько строгие, что за все время преподавания Местре Бимба присвоил лишь три степени контра-местре.

Через четыре года после смерти тело Местре Бимбы было перевезено в Салвадор. Только после смерти Бимба не был признан властями за его заслуги перед обществом. 12 июня 1996 года он посмертно получил титул Doutor Honoris Causa (Дотор Онорис Кауза) Федерального Университета Баии.

0

22

Местре Пастинья - выдающийся Местре капоэйры, чье имя прочно ассоциируется с капоэйрой Ангола. Vicente Ferreira Pastinha (Висенте Феррейра Пастинья), более известный как Mestre Pastinha (Местре Пастинья) родился 5-го апреля в 1889 года в городе Salvador (Сальвадор), Bahia (Баия - штат Бразилии) в семье испанца José Senor Pastinha (Хосе Сеньор Пастинья) и Eugênia Maria de Carvalho (Эугения Мария ди Карвальо). Первые свои уроки капоэйры Местре Пастинья получил от африканца Benedito (Бенедито) - мастера по прозвищу Velho Africano (Вельо Африкано). В возрасте 8-ми лет Винсенте часто получал тумаков от соседский мальчишки, который был старше и сильнее. Заметив происходящее, его будущий учитель капоэйры предложил Пастинье зайти к нему, пообещав, что научит его защищаться. В следующей же стычке со своим обидчиком Пастинья поразил его настолько быстро, что хулиган не то что зауважал Висенте, а стал чуть ли не его поклонником.

Такая красивая легенда повествует о появлении одного из Величайших капоэристов всех времен. Детство Пастиньи прошло весьма скромно и счастливо. Утром он занимался рисованием в Liceu de Artes e Ofício (Лисеу ди Арчис и Офисиу). Вечером - занимался капоэйрой у Benedito. У него он учился на протяжении трех лет. Старый Африканец (так переводится прозвище мастера) научил Пастинью mandinga (манджинга - "колдовство"), malícia (малисия - "хитрость") и malandrice (маландриси - "жульничество"). Капоэйра Ангола была и остается самым древним стилем капоэйры, окутанным колдовством и мистицизмом.

Познее, по желанию отца он вступил в школу моряков, где не преподавалась капоэйра. В школе Висенте преподавал капоэйру своим друзьям. В возрасте 21 года Пастинья бросает школу ради того, чтоб стать профессиональным художником. Но он продолжает практиковать капоэйру все это время. А поскольку в то время капоэйра была под запретом, то ему приходилось практиковать ее тайно.

Пастинье довелось служить в бразильских военно-морских силах, где в течении 8 лет он испробовать понемногу различные виды деятельности, начиная от каменщика, маляра, почтальона до работы в "Игорном доме". Но больше всего по его словам ему доставляло огромную радость то, что он мог учить великому искусству капоэйры и сохранять ее древние традиции. По словам Пастиньи, капоэйра была отцом и матерью всех боевых искусств Бразилии. Около 12-ти лет Пастинья преподавал капоэйру своим коллегам по работе - морякам. Покинув флот, Пастинья занялся привычным делом - продолжил преподавать капоэйру. Имея большой опыт преподавания и достаточный уровень знаний, Пастинья мог легко и непринужденно обучать традициям капоэйры, сохраняя ее самобытность. После 20 лет практики в капоэйре, он открыл свою первую школу. Офис этой школы располагался в велосипедном клубе, которая находилась на площади Cruise of the Are Francisco. Здесь его академия находилась с 1910 по 1922 год. Среди его первых учеников был Raimond Aberre (Раймонд Аберре), который стал выдающимся капоэйристом в Баии.

Преподавая капоэйру и полностью посвятив себя ей, Пастинья не забывал и о рисовании. Он был еще и замечательным художником. В свободное время он давал уроки рисования.

В 1941 году Пастинья открыл свою новую академию капоэйры на площади Pelourinho (Пелоуриньо) в доме под номером 19, назвав ее "Academia de Capoeira Angola" ("Академия капоэйры Анголы"). В осуществлении мечты открыть академию ему помогал активно мастер Amorzinho (Аморзиньо), который и предложил ему это место. Пастинья известен также своим философским складом ума и своими высказываниями.

Местре Пастинья был первым кто ввел униформу в капоэйре. Его академия использовала желтые майки и черного цвета штаны, цвета любимой футбольной команды Пастиньи Ypiranga (Ипиранга).

Со временем Пастинья становился все более известным. Он получал много приглашений на презентации своей группы в других штатах Бразилии. В таких штатах как Foi ao Rio (Фой ау Риу), Sao Paulo (Сан-Паулу), Rio Grande do Sur (Риу Гранджи ду Сур) он бывал много раз. Наибольшее признание заслуг Местре Пастиньи стало приглашение из Министерства Иностранных дел Бразилии для участия в делегации, которая представляла Бразилию на "Первом Международном Фестивале Негритянского Искусства" в Дакаре в Африке, который проходил в апреле 1966 года.

Учитывая все нарастающее влияние популярности капоэйры и тенденцию на прикладной характер, как искусства нападения и самообороны, мастер Пастинья подчеркивал больше традиционный характер, включая игровой и ритуальный подход к капоэйре, в которых возможно максимальное взаимодействие между участниками в игровых ситуациях, и стремился возвратить капоэйре былой подход. Поэтому, стиль Ангола обычно называют традиционной капоэйрой. В 1964 году мастер Пастинья при помощи своего друга Jorge Amado (Жоржи Амаду - бразильский писатель-романист и политический деятель), написал книгу под названием "Капоэйра Ангола" и записал альбом "Капоэйра ангола - Мастер Пастинья и его Академия". Но не смотря на свою известность и популярность как и многие мастера Висенте Пастинья доживал свои годы в нищете будучи слепым и покинутый всеми. Скончался Великий Местре Пастинья в 1982 году в городе Bahia (Баия), в центре древней колыбели капоэйры. У Местре Пастиньи осталось много учеников, продолжающих традиции стиля Ангола и по сей день. Среди них наиболее известные местре João Grande (Жоао Гранджи) и João Pequeno (Жоао Пекено) .

0

23

САМБА
SAMBA

--------------------------------------------------------------------------------

Год создания: 1956

История самбы - это история слияния африканских танцев, которые пришли в Бразилию с рабами из Конго и Анголы, с испанскими и португальскими танцами, привезенными из Европы завоевателями Южной Америки.

В 16 веке португальцы привозили с собой из Анголы и Конго в Бразилию много рабов, которые привезли из Африки такие танцы, как Catarete, Embolada и Batuque. Эти танцы считались в Европе очень греховными, поскольку в процессе танца танцоры касались пупками (именно пупками, а не животами - инквизиция тогда была очень строгая и интеллектуально развитая).

Embolada - танец, изображающий корову с шарами на рогах для безопасности, слово "embolada" в Бразилии сейчас - синоним слова "дурацкий". Batuque был настолько  популярен, что король Испании Manuel I выпустил закон, запрещающий этот танец. Это танец в круге с шагами, похожими на чарльстон, с парой, танцующей в центре круга.

Сложный танец, образованный из комбинирования движений этих танцев с дополнительными колебаниями корпуса и бедер, в 1830-ых назывался Lundu. Позднее в танец были привнесены шаги, которые делают участники карнавала в Рио (прогрессивные, локи итп), которые назывались Copacabana (название пляжа около Рио-де-Жанейро).

Постепенно высшее общество Рио-де-Жанейро также стало танцевать этот танец, хотя он был изменен, чтобы можно было танцевать в закрытой танцевальной позиции (которая тогда считалась единственно возможной и правильной). Танец тогда назывался Zemba Queca, и был описан в 1885 как " изящный бразильский танец". Происхождение названия "Samba" неясно, хотя "Zambo" означает "ребенок от негра и местной (бразильской) женщины"(мулат).
Танец был позже объединен с Maxixe. Это бразильский круговой танец, описанный как
Two Step. Maxixe был известен в США в начале двадцатого столетия.

Maxixe стал популярным в Европе после шоу в Париже в 1905. Он танцевался, как шаги польки, исполняемые под музыку хабанеры (Cuban Habanera). Сейчас в самбе есть движение maxixe, состоящее из шассе и пойнта (chasse and point).

Первые попытки представить Самбу (Samba) в Европейские танцевальные залы относятся к 1923-24 годам, но только после Второй Мировой Войны Самба стала популярным танцем в Европе.

Вариант самбы под названием Carioca (из Рио-де-Жанейро) стал известен в Великобритании в 1934. Он исполнялся Фредом Астером в фильме "Полет в Рио" ("Flying Down to Rio"), его первом фильме с Джинджер Роджерс (Ginger Rogers). В США Carioca появилась в 1938, популярность ее достигла пика в 1941, после исполнения  Кармен Мирандой (Maria do Carmo Miranda da Cunha) в художественных фильмах, особенно в фильме "Той ночью в Рио-де-Жанейро"("That Night in Rio" ).

Повышенное внимание к самбе в Европе появилось 1950-ых, когда ей заинтересовалась  принцесса Маргарет, которая играла ведущую роль в Британском обществе. Самба была стандартизирована для международного исполнения Pierre Lavelle в 1956.

Самба имеет очень характерный ритм, который выдвинут на передний план для его лучшего соответствия национальным Бразильским музыкальным инструментам. Первоначально он назывался tamborim, chocalho, reco-reco и cabaca.

Танец в существующей современной форме все еще имеет фигуры с разными ритмами, передавая многогранное происхождение танца, например ботафога (Boto Fogo) выполняется в ритме ""1 & a 2" - в "четверть счета", а правые роллы ( Natural Rolls) в более простом " 1 2 &",в "половинном ритме". Бедра выводятся между счетами, вывод имеет специальное название - " samba tic ", вес находится впереди, большинство шагов делается с носка.

Самбу часто называют "южно-американским вальсом", ритмы самбы очень популярны и легко видоизменяются, образовывая новые танцы - ламбаду, макарену. Различные варианты самбы - от байона (Baion или Bajao) до Marcha танцуются на карнавале в Рио-де-Жанейро.

Истинный характер самбы - это веселье и флирт, заигрывание друг с другом, сопровождающееся неприличными движениями таза с различными интерпретациями. Самба включает в себя характерные латинские движения бедрами, которые выражены "Samba Bounce" пружинящим движением.Если же этого нет, самба теряет очень многое.

Ритмичный национальный Бразильский танец Самба ныне уверенно вошел в программу современных Бальных Танцев.

--------------------------------------------------------------------------------

Характеристики Самбы: Движение: Ритмичное, Быстрое, Подвижное, Стелящееся.
Настроение: Радостное, Задорное, Веселое.
Жизненность: Карнавал.
Цвет: Радуга.
Музыкальный размер: 2/4 или 4/4
Тактов в минуту: 50-52
Акцент: на 1 и 2 (1 сильнее) удар.
Соревнование: 1,5 - 2 минуты
Подъем и Снижение: Пружинящее (bounce) движение Самбы.



--------------------------------------------------------------------------------

ФИГУРЫ САМБЫ  Bronze
Alternative basic: natural & reverse
Basic movement: natural & reverse
Bota fogos to PP & CPP (IDTA: silver)
Corta jaca
Lady's spot volta (*)
Outside basic (ISTD)
Progressive basic
Reverse turn
Rhythm bounce (*, ISTD)
Samba walks in PP
Side basic (*, ISTD)
Traveling bota fogos: forward & backward
Voltas to R & L (*)
Whisks
Silver
Argentine crosses (ISTD)
Closed rocks (IDTA: bronze)
Shadow bota fogos
Side samba walk (IDTA: bronze)
Volta movements (Criss cross, Maypole, Solo spot volta)
Gold
Back rocks (IDTA: silver)
Contra bota fogos
Cruzado locks in shadow position (*)
Cruzados walks (IDTA)
Foot changes
Natural roll (IDTA: bronze)
Open rocks (IDTA: silver)
Plait (IDTA: silver)
Promenade & counter- promenade runs (*)
Rolling off the arm (ISTD)
Stationary samba walks (IDTA: bronze)
Traveling locks in open CPP (*)
Volta movements: (Closed volta, Traveling and circular voltas in R. shadow position, Roundabout)

0