. "Мастера Капоэйры"
Местре Бимба - выдающийся Местре капоэйры, основавший стиль Режионал. Его имя знает каждый, кто занимается капоэйрой. Благодаря Бимбе капоэйра вышла из тени и стала достоянием бразильской многоклассовой и многорорассовой нации, его культурным наследием. Практикуя капоэйру, Бимба решил открыть ее для широких масс. Тем более, что в это время национальная идеология народной культуры и ее проявлений получила широкое распространение.
Manoel dos Reis Machado (Мануэль душ Рейш Машаду), более известный как Mestre Bimba (Местре Бимба), родился 23 ноября 1900 года в квартале Engenho Velho de Brotas (Энженьо Вельо де Бротас) в городе Salvador (Сальвадор), Bahia (Баия - штат Бразилии). Его отец - Luis Candido Machado (Луис Кандидо Машаду) - известный баианского чемпион Batuque (батуки - игра, похожая на капоэйру, где два оппонента стоя один напротив другого пытаются сбить с ног соперника, давая пинки друг другу), а мать - негритянка Maria Martinha do Bomfim (Мария Мартинья ду Бонфим).
Свое прозвище Мануэль получил еще будучи не рожденным в результае пари между его матерью и акушеркой принимавшей роды. Когда донна Мария была беременна, то считала, что произведет на свет девочку. Акушерка же считала, что родится мальчик. Тогда заключили пари. Акушерка, увидев, что родился мальчик, воскликнула: "Это мальчик, взгляни на его bimba!" (на португальском жаргоне Бразилии "bimba" обозначает "мужской половой орган", при этом не является оскорбительным словом).
Мануэль начал изучать капоэйру в родном городе в возрасте 12 лет на улице Boiadas (Боиадас), сегодня квартал Liberdade (Либердади). Он был учеником Bentinho (Бентиньо), одного африканца, капитана Баианского Судоходства, практикующего стиль капоэйра ангола. В то время капоэйра все еще оставалась вне закона согласно принятой в 1892 году первой Конституции Бразилии.
Мануэль не имел формального образования, но обладал сильной внутренней энергией и огромной харизмой. Ему удалось многое, а главное - он сумел добиться легализации капоэйры и ее распространения по Бразилии и всему миру.
Местре Бимба сделал для капоэйры нечто большее, чем просто структуризировал и обобщил знания о ней. Местре Бимба преподавал капоэйру ангола более десяти лет. Со временем возникла идея трансформации капоэйры, которая включала в себя как сугубо физические аспекты, так и культурные. Бимба изменил как саму методику преподавания, так и качественно повысил боевую эффективность действий капоэриста. Бимбе удалось систематизировать тренировочный процесс, добавить в традиционную анголу новые высокие удары и разработать новую тактику ведения боя. Бимба так же изменил набор музыкальных инструментов, которые аккомпанируют игре, разработал новые ритмы беримбау.
В 1932 году Бимба основал первую школу, специализированную на капоэйре. К этому времени он уже развил собственный стиль капоэйры. В 1937 году его школа была зарегистрирована как Centro de Cultura Física Regional (Региональный центр физической культуры), а с 1939 по 1942 год он уже преподавал режионал в казарме CPOR "Centro de Preparação de Oficiais da Reserva do Exercito" (ЦПОРА "Центр подготовки офицеров резерва армии"). Военные методы оказали свое влияние на методику преподавания режионал в физических упражнениях и жесткой дисциплине. В 1942 году Бимба торжественно открыл свою вторую школу в Terreiro de Jesus (Террейро де Жезус).
Разработанный Бимбой метод изучения капоэйры и новый стиль стали настолько эффективными, что их признали самыми практичными и совершенными. Не даром он стал всемирно известным. Для многих известных личностей политической и общественной жизни Баии знать Бимбу лично, обучаться у него было очень почетно.
Некоторое время Бимба пытался приспособить капоэйру к спорту и очертить в ней рамки правил. Бимба даже неоднократно побеждал, выходя на ринг с представителями других боевых искусств. В 1936 году Бимба вызывает бойцов любых боевых искусств на поединок. В результате этого он проводит четыре поединка с наиболее известными бойцами в Бразилии и побеждает во всех четырех. Благодаря этому он смог заявить о капоэйре и поднять ее престиж. Но капоэйра настолько многогранна, что просто не может иметь правил, как другие боевые искусства. Местре Бимба понял, что нельзя ввести хотя бы какие-то правила, кроме существующих негласных правил этикета и манеры ведения боя. Взамен этого Бимба сделал акцент на культурном и духовном аспекте капоэйры.
В последний раз Местре Бимба в Баие посетил зал факультета архитектуры УФБА (Федеральный университет Баии) в 1973 году. После этого Бимба отправился в Гоианию, поверив в обещания большего признания и лучшей жизни. В то время Бимба испытывал материальные трудности и поэтому добровольно расстался с Сальвадором и поехал жить в Гоянию. Но его планам так и не суждено было сбыться. Через год, 5 февраля 1974 года мастер Бимба умирает в Клинической больнице федерального университета Гоянии после кровоизлияния в мозг. Чтобы почтить память великого Местре, школы Баии были закрыты на протяжении семи дней.
Местре Бимба был отличным учителем, отцом. У него было 10 детей. Его сын в возрасте 14 лет после смерти отца принял на себя бразды правления в Академии Местре Бимбы. Сейчас он известен как Местре Ненель и возглавляет школу Filhos de Bimba (Филюс ди Бимба - "Дети Бимбы"). Те, кому повезло стать учеником Местре Бимбы, помнит его строгость во всем. В Академии Бимбы существовали жесткие правила, которые известны как "9 заповедей бимбы". Их соблюдение и сегодня делает честь любому капуэристу.
В школе висела доска, содержащая эти самые 9 заповедей, охватывающие технические и дисциплинарные аспекты.
Местре Бимба принимал в свою школу только тех учеников, которые имели работу, были студентами учебного заведения или занимались каким-то общественно полезным делом. Школа Бимбы действительно по праву должна называться школой. Здесь существовали такие же порядки, как и в любом учебном заведении. У Бимбы был метод обучения, уроки, система оценивания. Занятия и учебные роды производились в установленное время согласно расписанию. Велись книги учета посещаемости, контроля ежемесячных платежей. По завершению первой специализации Местре Бимба вручал своим ученикам красный шерстяной платок, второй специализации - желтый, а по завершению всего курса - синий. Сегодня у большинства школ существует несколько иная система поощрения и оценки знаний. Оценкой мастерства и фактически доказательством уровня знаний учеников является cordгo (кордао - "шнур") того или иного цвета.
"Esquenta Banho" ("Искента баню" - "Грей ванну") - это было своеобразным знаком, которым Местре Бимба давал своим ученикам знать, что можно было играть быстро без аккомпанемента инструментов после занятия. Это выражение родилось после занятий, когда Бимба заставлял учеников принимать быстрый холодный душ, потому что бак для воды был маленьким.
Местре Бимба разработал 8 sequences de Mestre Bimba ("8 последовательностей мастера Бимбы"), которые представляли собой последовательности атакующих и защитных действий соперников, состоящие из 17-ти базовых элементов. Также Бимба разработал Cintura Desprezadas (Синтура дешпрезадас) - комплекс парных упражнений, которые обучали приземляться на ноги во время бросков. Последовательности Местре Бимбы и синтура дешпрезадас изучают и по сей день в школах режионал. Бимба разработал ритмы для беримбау, которые исполняются в определенных случаях и имеют свое значение. До этого в основном исполнялись традиционные ритмы, такие как Angola.
Сам Местре Бимба был выдающимся бойцом. Его прозвище было "3 pancadas" ("три удара"), потому что Бимбе было достаточно 3-х ударов, чтобы сразить противника. Он готовил своих учеников к победе в любом бою. Бимба сознательно и под строгим контролем привносил агрессию в образовательный процесс своих учеников. Он считал, что лучше его ученики проявят свои силы в стенах академии, чем на улице. Одним из важнейших элементов этого учебного процесса был сложный экзамен "colar de forca" ("колах ди форса" - "ожерелье силы"), который должны были пройти все ученики, претендующие на высокую степень мастерства. Требования, которым должен был отвечать претендент, были настолько строгие, что за все время преподавания Местре Бимба присвоил лишь три степени контра-местре.
Через четыре года после смерти тело Местре Бимбы было перевезено в Салвадор. Только после смерти Бимба не был признан властями за его заслуги перед обществом. 12 июня 1996 года он посмертно получил титул Doutor Honoris Causa (Дотор Онорис Кауза) Федерального Университета Баии.